Реньо, Жан-Батист


Жан-Бати́ст Реньо́ (фр. Jean-Baptiste Regnault; 9 октября 1754, Париж — 12 ноября 1829, Париж) — французский живописец и гравёр, представитель академического направления в искусстве. В качестве педагога он создал школу, которая соперничала со школой Жака-Луи Давида.

В возрасте десяти лет Жан-Батист копировал рисунки, одолженные ему коллекционером Батаем де Монвалем, когда его отец решил уехать со всей семьей в Америку. Там, доверенный капитану, он на пять лет стал юнгой, пока его не нашла овдовевшая мать, вернувшая его в Париж[1]. Во Франции Жан-Батист Реньо стал учеником Никола Бернара Леписье, Жозефа-Мари Вьена и Жана Бардена, которые способствовали его поездке в Рим, где он продолжил свое обучение. В 1775 году, за картину: «Эсфирь обличает Амана перед Артаксерксом», Реньо получил вторую Римскую премию. А в 1776 году его картина «Посещение Диогена Александром Великим» принесла ему первую Римскую премию.

После этого отправился, в качестве пенсионера академии, вторично в Рим, где написал: «Крещение Христа», обратившее на него общее внимание. Реньо проживал на вилле Медичи, где позднее разместилась Французская академия в Риме вместе с Жаком-Луи Давидом и Пьером Пейроном. После своего возвращения в Париж, за выставленную в Салоне 1782 году картину «Персей освобождает Андромеду» признан сопричисленным к академии, а в 1783 году за картину «Воспитание Ахиллеса кентавром Хироном» (Лувр) был избран членом Королевской академии живописи и скульптуры[2].

Для Салона 1795 года Реньо написал картину «Свобода или смерть» (La Liberté ou la Mort): в центре гений Франции летит над земным шаром, аллегорически прославляя универсальность идей революции 1793 года; слева от него Смерть; справа Республика с символами свободы, равенства и братства.

Во времена Первой империи Жан-Батист Рено выполнял создавал картины больших форматов на сюжеты, почерпнутые из античной мифологии с формализмом, унаследованным от академической традиции. Произведения художника отличаются грациозностью, но и некоторой холодностью изображаемых фигур, чем он заслужил прозвание «живописца Граций». Писал он также портреты своих современников.

В 1795 году стал членом Национального института наук и искусств. 7 февраля 1807 года он был назначен профессором живописи в Школе изящных искусств в Париже, эту должность он занимал и ранее, с 21 декабря 1805 года, но без жалованья. В качестве профессора живописи он сменил Клеман-Луи-Мари-Анн Белля, а в 1829 году его сменит Жан Огюст Доминик Энгр[3]. С 1816 по 1822 год Реньо был профессором рисования в Политехнической школе (l'École polytechnique). 19 июля 1829 года получил титул барона.