Реформация в Речи Посполитой


Реформация в Речи Посполитой — общественное и религиозное движение на территории Речи Посполитой, включавшей территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и части Украины. Сторонники реформации требовали изменений в польской церкви. Реформация существовала с 1520-х годов до второй половины XVII века, когда её окончательно победила контрреформация.

Реформация испытала бурное развитие в XVI — начале XVII века, за чем последовал быстрый упадок и полная маргинализация в начале XVIII века[1]. В настоящее время (2000) протестантизм в Польше представлен немногочисленными и разрозненными церквями, число сторонников которых не превышает несколько процентов польского населения.

По мнению ряда исследователей польской реформации, в отличие от многих других стран Европы, где она привела к упрочнению власти монархов, в Польше она ослабила позиции как монарха, так и церкви[2].

Польская реформация была в основном уделом высших и средних слоёв общества, главным образом в городах северо-запада (Кельце, Люблин, Жемайтия). Реформация не оказала большого влияния на сельское население, исключение составляли только жители западного пограничья. Движению не хватало могущественных покровителей. Магнаты рассматривали принадлежность к той или иной конфессии как своё частное дело, как часть дворянских вольностей, хотя на территории Литвы были такие магнаты, как Николай Чёрный Радзивилл и Ян Кишка, которые финансировали реформацию. Ни в одной из областей реформаты не угрожали позициям католической церкви.

Реформация оказала значительное влияние на развитие польского языка, культуры и литературы, привела к оживлению науки и просвещения, развитию образования и книгоиздательства. Деятелями реформации были известные писатели, богословы и учёные.

В XVI веке Речь Посполитая не была однородной ни этнически, ни религиозно, хотя римско-католическая церковь пользовалась огромным влиянием. Религиозная толерантность была обусловлена тем, что на значительной территории государства проживали, в частности, православные и евреи. Другой причиной толерантности была слабость королевской власти и сильные позиции магнатов в системе выборной монархии. Даже короли, исключительно сильно связанные с интересами католицизма — такие, как Ян II Казимир Ваза (иезуит и кардинал), не могли проводить массовых репрессий против иноверцев.