Реформа государственных академий наук в России (2013—2018)


Рефо́рма госуда́рственных акаде́мий нау́к в Росси́и — начатые летом 2013 года по инициативе Д. А. Медведева, бывшего тогда председателем Правительства России, организационные преобразования, направленные на разделение исполнителей чисто исследовательских и административно-хозяйственных функций академий наук[1]. Мероприятия касаются в первую очередь РАН, из-за чего нередко говорят о «реформе РАН»[2]. Согласно замыслу, реформа должна была способствовать развитию науки в стране и усилению её позиций на международном уровне, росту эффективности и наукометрических показателей работы учёных, избавлению от злоупотреблений в околонаучной сфере.

Нормативной базой реформы стал закон № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». За принятием закона (27 сентября 2013 года) и начальным этапом реорганизации (конец 2013) последовало дальнейшее реформирование научной деятельности (с 2014).

Большинство представителей научного сообщества негативно относилось к реформе и к функционированию ФАНО[3][4]. Высказываются мнения, что преобразования явились попросту новой стадией передела собственности в России, а также что оценка работы академических институтов силами ФАНО не была и не могла быть объективной. Тем не менее, учёные и избранный в 2017 году президент РАН А. М. Сергеев настраивались на конструктивный диалог с властью[5].

В марте 2018 года А. М. Сергеев заявил о завершении реформирования РАН[6], хотя преобразования, в том числе изменения законодательной базы в сфере науки, будут продолжены. В мае того же года было принято решение о расформировании ФАНО и передаче его полномочий созданному Министерству науки и высшего образования[7].

В конце июня 2013 года правительство России в лице Министерства образования и науки Российской Федерации инициировало процесс реорганизации РАН.

Изначально предложения инициаторов реформы сводились к тому, чтобы ликвидировать три государственные академии — Российскую академию наук, Российскую академию медицинских наук и Российскую академию сельскохозяйственных наук — и создать вместо них одну общественно-государственную организацию под названием «Российская академия наук», передав её имущество в ведение федерального агентства, которое выступало бы в роли учредителя объединённой академии. Также предполагалась передача других отраслевых государственных академий наук — РАО, РААСН и РАХ — в ведение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по примеру Российской академии ракетных и артиллерийских наук, которая с момента своего образования находилась в ведении Министерства обороны. В части академических званий предполагалось заменить двухступенчатую систему членства одноступенчатой и допустить возможность лишения звания «академик» своего обладателя[8].