Реформистский иудаизм


Реформи́стский иудаи́зм (прогресси́вный иудаи́зм, либерáльный иудаи́зм) — крупное течение современного иудаизма. Возникло в Германии в двадцатые годы XIX века, откуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы[1].

Возник на основе идей рационализма и изменения системы заповедей — установление примата «этических» заповедей (бейн адам ле-хаверо — «между человеком и ближним его») над «ритуальными» заповедями (бейн адам ле-Маком — «между человеком и Богом»). Движение реформистского иудаизма является либеральным течением в иудаизме. Идеологи Реформы считают Божественное откровение, начавшееся на горе Синай, продолжающимся и по сей день, и потому утверждают необходимость постоянного развития и переосмысления Божественного обращения, как универсального — к человечеству в общем, так и партикулярного — к еврейскому народу в частности.

Реформистский иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и, иногда, новое содержание, не затрагивающее, однако, основ. Реформистский иудаизм стремится к обновлению религиозных обрядов и индивидуальному осмыслению их в соответствии с реалиями современного мира.

Возникновение движения за реформы в иудаизме предопределили общественные изменения в Европе XVIII—XIX веков. С одной стороны, централизация политической власти вела к ликвидации общественного устройства, позволявшего продолжать существование традиционного еврейского уклада жизни. С другой — идеи Просвещения охватили широкие слои общества, включая и еврейских интеллектуалов, которые остро ощущали противоречия между еврейской религиозной традицией и тем образом жизни, который они могли вести. В результате всё большее число европейских евреев стало отходить от соблюдения традиций и ставить под сомнение отдельные части иудейского обряда. Поскольку в эпоху, когда возникал реформистский иудаизм, автономия — как личная, так и общинная — воспринималась как большая ценность, в разных конгрегациях это течение приобретало отличные друг от друга формы[2].

Краткая еврейская энциклопедия называет первым идеологом реформы в иудаизме немецкого писателя и религиозного мыслителя Шаула Ашера[de]. В 1792 году он издал на немецком языке книгу «Левиафан, или Об отношении религии к еврейству», где писал, что иудаизм отличается от других религий прежде всего не обрядово-практическими предписаниями, а мировоззрением. Ашер выделил 13 основных догматов, соответствующих 13 принципам веры, которые ранее определил Маймонид. Исходя из мысли о том, что философский смысл религиозных законов первичен, а задача самих законов сводится лишь к его разъяснению, Ашер пришёл к выводам о необходимости реформ, которые приведут ритуальную сторону иудаизма в соответствие с социальными изменениями в повседневной жизни евреев[1].