Реформы Ататюрка


Реформы Ататюрка (тур. Atatürk Devrimleri) — серия политических, законодательных, культурных, экономических и социальных изменений, превративших Турецкую республику в нынешнее светское национальное государство. Реформы были проведены во время правления Мустафы Ататюрка в соответствии с идеологией кемализма. Основная суть реформ заключалась в насаждении целого ряда западных ценностей и достижений в турецком обществе[1]. Политические реформы привели к серьёзным изменениям - исчезли многие османские традиции, а по итогам была пересмотрена и изменена вся система общества бывшей Османской империи[2].

Реформы Ататюрка положили начало конституционным изменениям. Так, в 1924 году была принята новая Турецкая конституция которая заменила уже устаревшую, промежуточную конституцию 1921 года и была написана в соответствии с европейскими нормами того времени. В продолжение принятия конституции были проведены реформы управления и образования, а также окончательно создано светское общество в Турецкой республике.

С турецкого языка Atatürk Devrimleri переводится буквально как «Революции Ататюрка». Эта серия реформ была настолько радикальна, что часто встречала непонимание и сопротивление общества, воплощалась в основном благодаря однопартийной власти кемалистов, а также благодаря хорошему военному контролю в стране.

Главным историческим предшественником реформ Ататюрка была эпоха Танзимата, то есть буквально «реорганизации», которая началась в 1839 году и завершилась эрой первой конституции в 1876 году[3]. Следующая волна экономических, политических и социальных реформ была проведена после официального начала процесса евроинтеграции Турции 14 апреля 1987 года (т. н. Реформы Тургута Озала).

На смену идеологии абсолютной монархии Османской империи пришла идеология ограниченного либерализма, во многом она базировалась на учениях Монтескьё и Руссо[4][5]. Идеология, выдвинутая Кемалем и получившая наименование кемализма, доныне считается официальной идеологией Турецкой республики. Она включала в себя 6 пунктов, впоследствии закреплённых в конституции 1937 года:

Национализму отводилось почётное место, он рассматривался как база режима[9]. С национализмом был связан принцип «народности», провозглашавший единство турецкого общества и межклассовую солидарность внутри его, а также суверенитет (верховную власть) народа и ВНСТ как его представителя[6][8][10].