Риелтор


Рие́лтор[комм. 1] — это юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), исполняющее посреднические функции в вопросах купли, продажи и аренды недвижимого имущества[1].

Слово «риелтор» — неустоявшееся заимствование из американского диалекта английского языка (англ. realtor). Мнения словарей и специалистов расходятся в рекомендациях, отстаивая правильность различных словоформ. Самые распространенные из них: риелтор, риэлтор, риэлтер, риелтер[2]. В русском орфографическом словаре РАН указывается написание «риелтор»[3].

Во времена СССР зарегистрированных риелторов не существовало, поскольку не было ни частной собственности, ни рынка недвижимости, как и вообще никакого легального бизнеса в современном понимании. Функцию специалиста по латентной продаже недвижимости путем обмена, часто многоступенчатого, могло выполнять и выполняло государственное «Бюро по обмену жилой площади». В Москве единственное подобное бюро находилось в Банном переулке, возле которого в 1970-е и 1980-е годы можно было встретить множество нелегальных маклеров, предлагавших незаконные, но весьма эффективные услуги в решении вопросов с обменом жилья. Института недвижимости как такового не существовало до 1992 года, года создания фондовых рынков в России, года тотальной ваучеризации и приватизации[4].

Первые частные фирмы в России, предлагающие услуги на зарождающемся рынке недвижимости, стали появляться в начале 1992 года. В 1996 году правительство России приняло постановление «Об утверждении положения о лицензировании риэлтерской деятельности»[5], отменённое в 2002 году[6], с обязательным страхованием профессиональной ответственности. СМИ называли лицензирование процедурой, представляющей собой лишь формальную регистрацию при одной из общественных организаций, не гарантирующей качества предоставляемых услуг[7].

Оборотной стороной данной ситуации является то, что в российских агентствах недвижимости зачастую работают риелторы, не обладающие профессиональными навыками, опытом и даже элементарным знанием действующего законодательства, в результате чего клиенты компаний несут как материальный, так и моральный ущерб[8].

К концу 2000-х годов стремительно разбогатевшие крупные агентства недвижимости стали заниматься девелоперской деятельностью — например, агентство «Инком» строит коттеджные поселки на кредитные средства, реализуя дома на продажу своим клиентам[9]. Его конкурент «Миэль» становится соинвестором строительства многоэтажных жилых комплексов в Москве и в некоторых зарубежных странах, в частности, в Латвии[10].