Римские дороги


Римские дороги (лат. viae — дороги; ед. ч. via[1]) — дорожная сеть, созданная римлянами для быстрого передвижения войск, торговых караванов и курьеров[2].

Чаще всего это были относительно прямые дороги между важными населёнными пунктами, что давало возможность быстро переместиться в необходимое место. Римские дороги связали между собой многие города в Италии, затем начали появляться и на других территориях Римской империи между значимыми политическими и экономическими центрами.

Изначально дороги строились в военных целях (лат. viae militares), но ими сразу стали пользоваться торговцы и путешественники. Ровные дороги ускорили коммерческие перевозки и деловые поездки, позволили планировать перемещения и стали играть значительную роль в экономическом развитии республики и империи[2]. Возможно, в конечном счёте развитая сеть дорог только упростила завоевание римских территорий варварами. После падения Римской империи дорогами продолжали пользоваться по меньшей мере около тысячелетия, а в некоторых случаях и до сих пор, хотя теперь они уже покрыты асфальтобетоном.[источник не указан 328 дней]

Помимо собственно дорог с путевыми столбами (отмечавшими пройденное и оставшееся расстояние), римляне построили дорожную инфраструктуру (дорожные станции и постоялые дворы) и создали карты дорог. Размеченные ровные дороги, места отдыха, точки смены лошадей и точные карты позволили римлянам планировать время, необходимое для доставки груз

Уже в середине V века до н. э. существовали правовые нормы, связанные со строительством и обслуживанием дорог. В Законах XII таблиц устанавливалось, что ширина дороги на прямом участке должна быть 2,45 м (8 футов), на поворотах — 4,9 м (16 футов)[3]. Собственники придорожных участков должны были огораживать дорогу, если не мостили камнем, а иначе путешественники могли ездить всюду, где пожелают[4].

В 390 г. до н. э. в результате набега галлов во главе с Бренном Рим был разграблен. Только вовремя подоспевший римский полководец Марк Фурий Камилл спас римлян от капитуляции. Дороги позволили увеличить скорость передвижения как войск, так и торговых караванов.