Римский классицизм XVI века


Римский классицизм XVI века (нем. Römischer Klassizismus[источник не указан 586 дней]) — стилевое течение в искусстве Высокого Возрождения в городе Риме в период чинквеченто — начала XVI века. Именно в Вечном городе сложились условия органичной контаминации античных форм и нового мировоззрения[1].

Определение «римский классицизм» условно, поскольку термин «классицизм» войдёт в употребление только во второй половине XVII столетия во Франции[источник не указан 586 дней] в связи с формированием соответствующего художественного направления и эстетики при дворе Людовика XIV. Для появления этого направления и его противопоставления искусству стиля барокко требовалась значительная историческая дистанция. Тем не менее, словосочетание «римский классицизм» употребляют в отношении древнеримской поэзии «золотого века» императора Октавиана Августа[2]. Однако основы будущей оппозиции «классицизм — барокко» закладывались в начале XVI века в Риме[источник не указан 586 дней].

Актуализация термина «классицизм» в отношении искусства XVI века, эпохи Высокого Возрождения в Риме, происходила в ходе дискуссии «О древних и новых», в частности в работе Ролана Фреара де Шамбре «Параллели архитектуры, античной и современной» (Parallèle de l’Аrchitecture Antique et de la Moderne)[источник не указан 586 дней]. Французский живописец «Большого стиля» Шарль Лебрен интерпретировал творчество своего современника Н. Пуссена в качестве естественного продолжения «идеального стиля» Рафаэля. В споре «пуссенистов» с «рубенсистами» сторонники первых апеллировали не только к античности, но и, ссылаясь на И. И. Винкельмана, к «подражанию образцам античной скульптуры и архитектуры» в творчестве Рафаэля «как самого близкого к античности мастера Ренессанса»[3].