Розничная торговля


Ро́зничная торговля, ро́зница, рете́йл или рите́йл (от англ. retail)[1][2][3] — это предпринимательская деятельность по продаже товаров или оказанию услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования[1].

Исходя из того, что сбыт в розницу ведётся через предприятия розничной торговли, которые требуют содержания торговых площадей, обширного штата работников, большого количества товаров в наличии в зале и на складе, стоимость товаров возрастает. Для покрытия издержек и извлечения прибыли применяется торговая наценка (маржа). Величина наценки регулируется общим состоянием рынка или государственным регулированием цен (на некоторые категории товаров и услуг). На товары (услуги), не входящие в категорию регулируемых государством, наценка может составлять от 30 до 200 % и более.

Чаще всего для подтверждения факта покупки на предприятиях розничной торговли используют кассовый аппарат (за исключением случаев, когда использование кассового аппарата не представляется возможным или при продаже через торговый автомат), печатающий два чека. Один при этом выдаётся покупателю, а второй хранится у продавца.

Кроме того, кассовый чек может содержать перечень приобретённых товаров. Если перечня покупки в чеке нет, то к нему может прилагаться накладная и/или счёт-фактура с указанием приобретённых товаров.

История розничной торговли уходит в далёкое прошлое. Люди обменивались товарами и услугами. Первой формой розничной торговли была торговля на рыночных площадях. Ярмарки проводились реже, но были крупнее, чем обычные рынки, они давали возможность купить товары из отдаленных регионов. По мере роста торговли в городах рынки становились крупнее и часто закреплялись на одном месте в виде специальных крытых зданий. Сапожники, портные, булочники часто предлагали покупателю товар из окна мастерской, выходящего на улицу, сначала только в период между базарными днями. К XVIII веку появились магазины, торгующие товарами повседневного спроса[4].

В XIX веке появились универмаги. Их изобретателями называют Аристида Бусико[фр.], который в 1872 году открыл в Париже универсальный магазин под названием «Au Bon Marché» и Чарльз Дигби Хэррода, преобразовавшего отцовский магазин Harrods в универмаг к 1880 году[5].