Рифмологион


«Рифмологио́н» (полное заглавие: «Рифмологион, или Стихослов, содержяй в себѣ стихи, равномѣрно и краесогласно сложенныя, различным нуждам приличныя. В славу и честь Бога в Троицѣ единаго, Пречистыя Божия Матере, святых угодников Господних. В ползу юных и старых, духовных и мiрских различных санов. Купно во утѣху и умиление, в благодарствие, похвалу и привѣт и прочая. Божиею помощию трудолюбием многогрѣшнаго во иеромонасѣх Сѵмеона Полоцкаго, в различная лѣта и времена сложенныя, потом же в едино собрание сочетанныя. В лѣто от создания мiра 7187. От Рождества Бога во плоти 1678»[1]) — сборник придворно-церемониальных стихотворений Симеона Полоцкого, в состав которого также включены две пьесы: «Комидия о блудном сыне» и трагедия «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не соженных». Сборник сохранился в единственном списке, сделанном Полоцким в 1678 году. В 2013 году вышло академическое научно-критическое издание «Рифмологиона»[2]. Сборник занимает важное место в творчестве Симеона Полоцкого и в истории русской поэзии. «Рифмологион» послужил основой для становления жанра панегирика.

Симеон Полоцкий начал работать над «Рифмологионом» в первой трети 1678 года, о чём свидетельствует указанная в заглавии сборника дата («<…> лето от создания мира 7187, от рождения во плоти 1678»). Автор предварительно продумал оглавление рукописи, наметил полистовую нумерацию произведений. «Оглавление» стало основой для дальнейшей работы двух писцов, помогавших Симеону в составлении сборника, однако позже в него были внесены некоторые изменения[3]. Сборник дошел до нас в единственном списке, который в настоящее время хранится в Государственном историческом музее в собрании Синодальной библиотеки под № 287[4][5].

Вероятно, единого черновика «Рифмологиона» не существовало. Симеон включил в «Оглавление» названия написанных им в 1659—1680 годах стихотворений, рукописи которых он по отдельности сохранял[6]. В будущем автор сборника рассчитывал дополнить его новыми произведениями. Писцы, обращаясь к имеющимся черновикам отдельных текстов, переписывали стихотворения в тетради, которые впоследствии составили одну книгу[6].

Примечательно, что в начале пребывания в Москве Симеон не знал кириллицы и при написании первых поздравительных стихов использовал польскую графику. В дальнейшем некоторые из этих стихотворений (прежде всего рождественские) были переведены в кириллицу и вошли в «Рифмологион»[7].

Рукопись, сохранившаяся до нашего времени, считается рабочей или условно беловой. Окончательная версия сборника недоступна читателям, так как автор умер, не успев подготовить ни публикацию, ни парадный экземпляр[8].

Структура сборника «Рифмологион» представляет собой собрание стихотворений, пяти книжиц и двух пьес. Содержание сборника связано с царским двором периода правления Алексея Михайловича и его сына Федора[9].