Ричардсон, Джонатан


Джонатан Ричардсон (англ. Jonathan Richardson; 12 января 1667, Лондон — 28 мая 1745, Блумсбери) — английский живописец-портретист, коллекционер и теоретик искусства. Имел прозвание «Старший» (the Elder), в отличие от своего сына, также художника, Джонатана Ричардсона Младшего (the Younger).

Джонатан родился в Лондоне, в семье Уильяма и Мэри Ричардсон. Отец Джонатана умер, когда ему не было и десяти лет, а мать спустя пять лет вторично вышла замуж. Мальчика отдали в ученики к писарю нотариальной конторы. Избавившись благодаря случаю от неинтересной работы, Ричардсон последовал собственному влечению к живописи и в возрасте двадцати лет стал учеником известного портретиста Джона Райли. Ричардсон жил в доме учителя до его смерти и женился на племяннице Райли[3].

В 1722 году Ричардсон вместе со своим сыном, также Джонатаном Ричардсоном (1694—1771), опубликовал «Сообщение о некоторых статуях, барельефах, рисунках и картинах в Италии» (An Account of Some of the Statues, Bas-Reliefs, Drawings, and Pictures in Italy; 1722).

Книга была составлена ​​Ричардсоном Старшим на основе материалов, собранных его сыном во время поездки по Италии в 1721 году. Книга стала популярной в качестве своеобразного путеводителя для Гран-туров и приобретения произведений искусства богатыми коллекционерами, она вызвала в Англии интерес к живописи старых мастеров[4]. Книга также повлияла на работу И. И. Винкельмана над «Историей искусства древности» (1764). В предисловии к своей книге Винкельман написал, что, несмотря на некоторые недостатки, это «всё же лучшая книга, которая имеется по данной теме»[5].

Ричардсон был хорошо известен среди современников своим благочестием и патриотизмом, в особенности, во взглядах на литературу. Среди любимых тем, которыми Ричардсон обращался к своим друзьям, были стихи Мильтона; Отец и сын Ричардсоны являются соавторами «Пояснительных записок и Замечаний» к «Потерянному раю» Джона Мильтона (1734). Эти заметки с портретом Мильтона, награвированным самими Ричардсоном, являются ответом на издание «Потерянного рая» Ричарда Бентли 1732 года, в тексте которого было много ошибок[6].

Недавние исследования также пролили свет на его деятельность в качестве гравёра, в основном в жанре портрета. Он создал множество автопортретов и более ста двадцати картин в разных жанрах.