Карнейро, Роберт


Роберт «Боб» Леонард Карнейро (Robert (Bob) L. (Leonard) Carneiro; 4 июня 1927[1], Нью-Йорк, Нью-Йорк[3] — 24 июня 2020[2], Нью-Гэмпшир[4]) — американский антрополог, теоретик; исследователь происхождения государства и эволюции общества; также его интересовали экология и местные (туземные) технологии. Доктор философии (1957). С 1957 года сотрудник Американского музея естественной истории, с 2010 года куратор-эмерит южноамериканской этнологии и эмерит-профессор Richard Gilder Graduate School[en]. Член НАН США (1999; эмерит)[6]. Также являлся адъюнкт-профессором Колумбийского университета[7]. Автор Circumscription theory[en].

Родился в кубинской семье; будучи коренным нью-йоркцем, гордился своим кубинским происхождением. Учился в престижной Horace Mann School[en]. После окончания школы поступил в Мичиганский университет на политологию — потому что его отец хотел, чтобы он стал юристом. Однако прежде чем получить степень бакалавра политологии в 1949 году, Роберт успел дополнительно прозаниматься антропологией у Лесли Уайта. Затем работал у своего отца в его A. M. Carneiro & Company; вскоре ему удалось убедить того отпустить его вновь на учебу; осенью 1950 года вернулся в Мичиганский университет на программу антропологии, станет аспирантом Л. Уайта, получил степень магистра антропологии (1952). Во время написания диссертации преподавал в Университете Висконсина с 1956 по 1957 год. В 1957 году получил степень доктора философии по антропологии в Мичиганском университете, с диссертацией «Subsistence and Social Structure: An Ecological Study of the Kuikuru Indians». Среди его сокурсников там был Льюис Бинфорд[8]. С 1957 года сотрудник отдела антропологии Американского музея естественной истории, сперва ассистент-куратор, с 1963 года ассоциированный куратор, с 1969 года куратор южноамериканской этнологии, с 2010 года эмерит. Также являлся адъюнкт-профессором антропологии Колумбийского университета[7].

Участник полевых исследований. В 1970-х в Science вышла его основополагающая статья «A Theory of the Origin of the State». По мнению Raymond Hames, с теорией Карнейро на указанный счет «можно соглашаться или нет», но нельзя рассматривать эту тематику без ссылки на его фундаментальную статью[9]. Сергей Александрович Нефёдов указывал «завоевавшей большой авторитет» теорию происхождения государства Р. Карнейро[10].Джойс Маркус характеризовала Карнейро как «гигантскую фигуру в истории антропологии. Он был социокультурным антропологом, которого археологи чаще всего цитировали, прежде всего потому, что он был ведущим в мире теоретиком культурной эволюции…»[a] Феллоу Американской ассоциации содействия развитию науки (1959) и Нью-Йоркской академии наук (1983). В 2005 году кафедра антропологии его альма-матер, Мичиганского университета, учредила Robert L. Carneiro Distinguished University Professorship in Cultural Evolution.