Роговой оркестр


Рогово́й орке́стр — русский музыкальный коллектив, исполняющий музыку на охотничьих рогах. Характерной особенностью таких оркестров является то, что на каждом инструменте можно издать лишь один звук хроматического звукоряда. Изначально в таких оркестрах один музыкант закреплялся за одним инструментом, в современных роговых оркестрах исполнители могут последовательно играть на нескольких инструментах. Таким образом удалось сократить необходимое количество музыкантов в оркестре. Изначально их требовалось около сорока (и не менее 25 человек), теперь же достаточно 12—15 человек.

По исполнительским принципам рога можно отнести к медным духовым инструментам. Ближайшими родственниками этих инструментов являются: валторна (Waldhorn нем. — «лесной рог»), альпийский рог (Alpenhorn). Роговые оркестры — это специфическое российское явление. Возникнув в 1751 году, этот вид искусства никогда не выходил за пределы России.

В литературе XVIII—XIX века можно встретить упоминания о роговых оркестрах, где они называются «хор музыки», «роговая капелла», «Императорский Егерский хор». Известно также образное название «живой орган».

Первый роговой оркестр возник в 1751 году. Тогда Гофмаршал Семен Кириллович Нарышкин поручил своему капельмейстеру, выходцу из Богемии Яну (Иоганну) Марешу «сперва согласить у своих охотников все роги в стройность; ибо до того времени употреблялись они так, как из рук медника выходили». Тогда сделали набор инструментов, диапазон которых составил две октавы, и собрали оркестр из крепостных крестьян.

Несколько месяцев Мареш занимался роговой музыкой втайне. На одном значительном приёме у Г. Нарышкина он решил продемонстрировать её гостям. Так описывает первое выступление рогового оркестра И. Х. Гинрихс:

… Зашла опять речь о прежнем предмете и Его Превосходительство жаловался чрезвычайно на Марешову нерачительность. Пошли тут многие на тот счёт насмешки. Один остряк сказал между прочим, что Мареш хочет выдумать особливую для диких зверей музыку. Мареш шутя тут с прочими совокупно и не трогаяся ни мало колкими насмешками сказал наконец важным и утвердительным видом: Что вы скажете тогда, есть ли сия музыка не имеет ни мало такой грубости, какую вы себе воображаете? Возродилось во всех чрезвычайное любопытство; а особливо когда узнали, что люди собраны уже в большой манеж и готовый сыграть разные штучки. Всяк вскоча из за стола спешил как можно скорее на место своего ожидания. Все поражены были чрезвычайным удивлением. Гофмаршал был тому столь обрадован, что обнявши Мареша не знал как ему изъявить своё удовольствие. Признавался с радостью в равенстве Гармонии; ибо валторны были бы к тому весьма слабы, и музыка не могла бы быть столь громка как ныне, в которой всю мелодию составляют охотничьи рога[1].