Родченко, Александр Михайлович


Алекса́ндр Миха́йлович Ро́дченко (23 ноября [5 декабря] 1891[1][2], Санкт-Петербург[3][2][…] — 3 декабря 1956[3][4][…], Москва[3][2]) — русский и советский живописец, график, плакатист, скульптор, фотограф, художник театра и кино, корреспондент. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР, один из представителей фотографии Нового видения. Работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Степановой.

Отец — Михаил Михайлович Родченко (1852—1907), театральный бутафор. Мать — Ольга Евдокимовна Родченко (1865—1933), прачка. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 году Родченко окончил Казанское приходское начальное училище.

В 1911—1914 годах учился в Казанской художественной школе у Николая Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве. В этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством санитарного поезда Московского земства.

В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве был создан профсоюз художников-живописцев. Родченко стал секретарём его Молодой Федерации, и занимался, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников. В это же время вместе с Георгием Якуловым, Владимиром Татлиным и другими работал над оформлением кафе «Питтореск» в Москве, открывшегося в бывшем пассаже Сан-Галли, а с 1918 по 1921 заведовал музейным бюро в отделе ИЗО Наркомпроса.

Одновременно с работой в наркомате разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. С 1916 года начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах. В текстах-манифестах «Всё — опыты» и «Линия» зафиксировал своё творческое кредо. Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал своё творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах. В 1917—1918 работал с плоскостью, в 1919 году написал «Чёрное на чёрном», работы, основанные лишь на фактуре, в 1919—1920 годах ввёл линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 году на выставке «5 × 5 = 25» (Москва) показал триптих из трёх монохромных цветов (жёлтый, красный, синий).