Розен, Эльза Марианна фон


Эльза Марианна фон Розен[1], правильнее Эльса-Марианна фон Росен (швед. Elsa-Marianne von Rosen; 21 апреля 1924, Стокгольм — 7 сентября 2014, Копенгаген) — шведская танцовщица балета, балетмейстер и педагог.

Эльза Марианна фон Розен родилась в 1924 году в Стокгольме. Её родителями были художник Рейнхольд фон Розен и его жена Салли Элисабет Эстерюд[2][3]. Балету она начала учиться в школе Веры Александровой[1] и частным образом у Вальборг Франки[швед.]. Затем в 1945—1950 годах продолжила обучение в школе Королевского датского балета в Копенгагене[4], а также некоторое время училась в Лондоне[3].

Дебют Эльзы Марианны фон Розен состоялся в 1938 году[4] (по другим источникам — в 1941 году[3][2]). В 1943 году она выступила в Королевском театре Дании, где её талант заметил хореограф и художественный руководитель Королевского балета Харальд Ландер[англ.][3]. В том же году начала выступать в стокгольмском Театре Оскара (Oscarteatern), где её первой заметной ролью стала Китри в «Дон Кихоте»[3]. В сезоне 1948—1949 годов танцовщица входила в международную труппу Original Ballet Russe, с которой гастролировала в Испании, Англии и Франции[4]. В числе её партнёров был Морис Бежар[3]. В Швеции она первой выступила в заглавных ролях в балетах Биргит Кульберг «Фрёкен Юлия» на музыку Туре Рангстрёма и «Медея» на музыку Бартока[4][1]. «Фрёкен Юлия» имела такой успех, что и артистка, и хореограф были приглашены работать в Королевской опере в Стокгольме[3].

В 1950 году Эльза Марианна фон Розен вышла замуж за датского балетного критика и сценографа Аллана Фридерисиа (дат. Allan Fridericia), поэтому её считают представительницей как шведской, так и датской балетной школы[4]. C 1951 по 1959 год она была ведущей солисткой Королевского шведского балета в Стокгольме[5].

В 1958 году фон Розен дебютировала как хореограф, поставив в Стокгольме балет «Прометей» на музыку Бетховена[4]. В 1960 году она вместе с мужем создала так называемый «Скандинавский балет», с которым осуществила ряд постановок[5]. В частности, с этой труппой она поставила собственную версию «Сильфиды» Бурнонвиля (1960), а также авторские балеты «Подростки» на музыку Баха (1961) и «Женни фон Вестфален» на музыку Бентсона (1965), о Карле Марксе и его жене[1][4][5][3]. Заглавными партиями в этих спектаклях она завершила свою карьеру танцовщицы[4].