Ройбке, Юлиус


Фри́дрих Ю́лиус Ро́йбке (нем. Friedrich Julius Reubke; 23 марта 1834, Хауснайндорф, близ Кведлинбурга3 июня 1858, Пильниц, близ Дрездена) ― немецкий композитор, пианист и органист.

Родился в семье известного органного мастера Адольфа Ройбке (1805—1875)[3], первые уроки музыки получил от Германа Бёнике в Кведлинбурге. В 1851 году поступил в берлинскую Консерваторию Штерна, где учился игре на фортепиано под руководством Теодора Куллака, композиции ― у Адольфа Маркса. Исполнительское мастерство Ройбке высоко ценили многие известные музыканты, Ханс фон Бюлов считал его одним из талантливейших студентов консерватории. Из сочинений Ройбке этого периода известны две небольшие фортепианные пьесы в духе Шопена.

В 1856 году он уезжает в Веймар, где становится учеником Ференца Листа, который оказал огромное влияние на творческий стиль молодого музыканта. Весной 1857 года Ройбке заканчивает крупнейшие свои сочинения: сонаты си-бемоль минор для фортепиано и до минор для органа. Обе сонаты высоко ценились членами Веймарского кружка и лично Листом, который называл Ройбке композитором огромного дарования. Окончив обучение у Листа, Ройбке в конце 1857 года отправился в Дрезден, но через полгода, 3 июня 1858 года, скоропостижно скончался от туберкулёза.

7 июля 1858 года похоронен близ евангелическо-лютеранской церкви Марии-у-Воды (нем. Maria am Wasser) в Хостервице[нем.]. Его могила не сохранилась. Через несколько дней после кончины Петер Корнелиус написал мемориальную поэму «На смерть Юлиуса Ройбке»[4]. 31 июля 2015 года на внешней стене этой церкви Общество Друзей Органа (нем. Gesellschaft der Orgelfreunde) установило мемориальную доску.

Поистине, никто не мог бы более глубоко прочувствовать потерю, которую искусство понесло из-за смерти Юлиуса, чем тот, кто с восхищённым сочувствием следил за его благородными, постоянными и успешными устремлениями в эти годы и кто всегда будет преданно помнить о дружбе с ним.Ференц Лист, из письма отцу Юлиуса

Наиболее заметны из творческого наследия Юлиуса Ройбке две сонаты — органная и фортепианная. Обе сонаты написаны в типичной манере немецкого романтизма и считаются виртуозными и достаточно сложными для исполнения. Несмотря на сильное влияние Листа, заметное в их форме и тональной структуре, в них ярко проявляется индивидуальность стиля Ройбке. Каждая соната — одночастная, но с интенсивным развитием: органная ― на основе монотематизма, фортепианная ― с тематическими метаморфозами. В обеих сонатах богатая, насыщенная гармония, обе требуют от исполнителя высокого технического мастерства.