Коуз, Рональд


Ро́нальд Га́рри Ко́уз (англ. Ronald Harry Coase [kəʊs]; 29 декабря 1910, Уиллесден, Лондон — 2 сентября 2013, Чикаго[1]) — английский экономист, один из родоначальников нового институционализма, лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля 1991 года «за открытие и прояснение точного смысла трансакционных издержек и прав собственности в институциональной структуре и функционировании экономики»[2].

После окончания в 1927 средней школы в течение двух лет подготовился к промежуточным экзаменам на бакалаврскую степень, что засчитывалось за первый год учебы в университете. В 1929 поступил на второй курс Лондонской школы экономики (ЛШЭ). Окончил ЛШЭ (бакалавр коммерции (B. Com.)) в 1932 году.

В 1932—1934 преподавал в Университете Данди, в 1934—1935 в Ливерпульском университете, в 1935—1951 в ЛШЭ.

В 1951 после защиты докторской диссертации переехал в США, на родину своей жены, где прожил оставшуюся жизнь, оставаясь британским гражданином. Профессор в Университете штата Нью-Йорк в Буффало (1951—1958), Виргинском университете (1958—1964), Чикагском университете (с 1964). Был научным руководителем Института, носящего его имя.

В работе «Природа фирмы[англ.]» (The Nature of Firm, 1937 год) рассматривает процесс порождения рыночной экономикой специфического рода издержек, которые он назвал «трансакционными». Второй знаменитой статьёй Коуза является «Проблема социальных издержек[англ.]» (The Problem of Social Cost, 1960 год), в которой автор показал, что внешние эффекты могут быть интернализованы при помощи договора между сторонами, при условии того, что:

Важное свойство, обнаруженное Коузом в теории отраслевых рынков, называется «догадкой Коуза». Если на рынке набор блага (или его ресурса) не ограничен, то монопольный производитель вынужден продавать товар по цене рынка совершенной конкуренции, то есть с нулевой прибылью. Потребители в курсе, что объём блага не ограничен, и решают ждать, поскольку монополист «никуда не денется» и будет вынужден снизить цену до себестоимости. В ответ монополист в такой ситуации может попытаться заставить потребителей поверить, что они не дождутся дешёвого товара, например, демонстративно уничтожив часть непроданного.