Рославлев, Александр Степанович


Из мещан. Учился в гимназии, но не окончил. Служил писцом в Коломенской земской управе. Дебютировал как поэт в журнале «Сибирский наблюдатель» стихотворением «Ангел ночи» с посвящением С. И. Васюкову (1901). Вскоре переехал в Москву, где занимался исключительно литературным трудом. Первый сборник стихов «Виденья» (М., 1902). В 1902—1903 годах посещал собрания в доме В. Я. Брюсова — своего рода литературную школу для начинающих поэтов символистской ориентации. В 1903—1904 сотрудник издательства «Гриф»[2]. В 1905 году переехал в Петербург. Испытал неглубокое увлечение революционными настроениями. Рославлев «прошёл суровую школу жизни, и, по-видимому, тяжёлое прошлое наложило мрачный отпечаток и на его творчество… лево настроенные читатели, привыкшие к эзоповскому языку, жадно искали в подобных стихах какого-то сокровенного революционного смысла» (Н. А. Карпов). Сотрудничал в сатирических и юмористических журналах. Стихи этого времени составили сборник «Красные песни» (Ялта, 1906), в рецензии на который Брюсов, оценивший ранние опыты Рославлева как «совершенно ничтожные», писал: «Эти стихотворения, во всяком случае, значительнее… В них есть мрачная фантазия, и „сделаны“ они не без некоторого мастерства»[3].

Стихи в сборнике «В башне» (СПб., 1907) принесли Рославлеву репутацию подражателя «старшим» символистам, прежде всего Брюсову. Рославлев не был принят в среде петербургских символистов, круг его общения — литературная богема со свойственными ей кутежами и скандалами (П. Д. Маныч, Е. И. Вашков, Е. П. Иванов). Приятельские отношения связывали Рославлева с А. И. Куприным, но основаны они были не на литературной близости, а на совместных похождениях.

В неоконченных воспоминаниях «Литературные брызги» Е. И. Вашков рассказывает о литературной дуэли в ресторане «Вена» между Рославлевым и А. Т. Аверченко по поводу того, что легче сочинять: стихи или прозу. В это время Рославлев становится постоянным объектом пародий, эпиграмм и карикатур (о колоритности его фигуры вспоминал Н. А. Карпов: «…огромного роста, широкоплечий богатырь, добродушный, весёлый, хороший товарищ. Ходил он с ранней весны до снега в черной широкополой шляпе и широком черном плаще…»).

Женитьба позволила Рославлеву несколько отойти от богемной неприютности и сменить круг общения. Его жена дружила с семьями художника И. Я. Билибина, К. С. Станиславского, актрисы Л. Б. Яворской (княгини Барятинской). Стихи ей посвящали М. А. Долинов и Б. А. Садовской[3].