Россия и НАТО


Отношения между Россией и НАТО были установлены сразу после распада СССР в декабре 1991 года. 28 мая 2002 года на Римской встрече для развития сотрудничества и координации военно-политических действий был учреждён Совет Россия — НАТО. В течение 6 лет он способствовал координации усилий НАТО и России на важных направлениях борьбы с международным терроризмом, в частности, в Афганистане.

19 августа 2008 года, в ответ на участие России в войне с Грузией из-за Абхазии и Южной Осетии, страны НАТО приостановили работу Совета в качестве ограничительной меры против Российской Федерации. В марте 2009 года главы МИД 26 стран-членов альянса приняли политическое решение возобновить сотрудничество с Россией в рамках Совета Россия — НАТО[1].

1 апреля 2014 года НАТО объявило о приостановлении практического гражданского и военного сотрудничества с Россией на фоне аннексии Крыма Россией[2][3]. 25 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин утвердил новую редакцию военной доктрины России, в которой список внешних военных опасностей стал дополнять пункт: «наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока.»[4][5]

В 2016 году после двухлетнего перерыва состоялись три заседания Совета Россия — НАТО на уровне постоянных представителей. На них обсуждались, в частности, ситуация на Украине, проводимые сторонами учения и меры по предотвращению опасных военных инцидентов в ходе совместной борьбы с ИГИЛ[6].

С марта 2017 года Генштаб России и НАТО возобновили прямые контакты по военной линии[7]. Тем не менее, 15 апреля 2019 года заместитель министра иностранных дел Александр Грушко заявил, что отношения НАТО с Россией зашли в тупик и сотрудничество России с НАТО «по гражданской и военной линиям прекращено полностью»[8].

Как отмечают в МИД РФ, решения саммита НАТО в Брюсселе (2018) подтвердили линию на военно-политическое «сдерживание» России и продолжение долгосрочного курса на наращивание коалиционных возможностей НАТО по созданию группировок войск и дальнейшему совершенствованию военной инфраструктуры у российских границ[9].