Ростовский регион Северо-Кавказской железной дороги


Ростовский регио́н Се́веро-Кавка́зской желе́зной доро́ги — один из шести регионов Северо-Кавказской железной дороги. Пути и инфраструктура находятся на территории Ростовской области и частично на территориях Волгоградской области и Краснодарского края. Эксплуатационная длина железных дорог региона составляет 1 941,6 км. В настоящее время самый крупный по протяжённости регион на дороге.

В состав нынешнего Ростовского региона управления Северо-Кавказской железной дороги ранее входили Ростовское (НОД-1), Сальское (НОД-8) и Лиховское (НОД-9) отделения дороги, которые в 1997 году были объединены в одно Ростовское отделение, существовавшее до апреля 2010 года.

В целях повышения эффективности управления Северо-Кавказской железной дорогой и в связи с переходом ее на безотделенческую структуру приказом ОАО «РЖД» от 29 апреля 2010 года[1]были упразднены все отделения дороги, в том числе и Ростовское. Однако, уже с 1 августа 2010 года был образован Ростовский регион Северо-Кавказской железной дороги в тех же границах бывших Ростовского, Сальского и Лиховского отделений.

В связи с формированием двух основных направлений движения поездов на СКЖД — главного пассажирского хода (через Ростов-Главный и Лихую) и главного грузового хода (через Сальск), рассматривается перспективный вопрос о разукрупнении Ростовского региона, путём создания нового Сальского региона управления (возможно в границах бывшего Сальского отделения дороги, существовавшего до 1997 года, по аналогии разделения Краснодарского региона и выделении из его состава нового Туапсинского региона управления в июле 2020 года).

В соответствии с приказами начальника СКЖД установлены границы регионов дороги и обозначены на схеме[2], согласно которой Ростовский регион граничит:

В составе Северо-Кавказской дирекции тяги в границах Ростовского региона действуют эксплуатационные локомотивные депо Сальск (ТЧЭ-14), Батайск (ТЧЭ-6) и Лихая (ТЧЭ-1).