Роттерт, Павел Павлович


Па́вел Па́влович Ро́ттерт (Ро́терт) (4 июля 1880, Белосток, Российская империя, ныне Польша — 11 ноября 1954, Москва, СССР) — советский инженер-строитель и хозяйственный деятель, первый начальник Метростроя г. Москвы, член-корреспондент Академии архитектуры СССР, доктор технических наук, профессор. Беспартийный.

Павел Павлович Роттерт родился в 1880 году в Белостоке (тогда — Российская империя) в немецкой семье мастера текстильной фабрики.

В 22 года приехал в Санкт-Петербург. С 1902 по 1911 годы учился в Петербургском институте гражданских инженеров. Участвовал в студенческом движении во время революции 1905—1907 годов. Студентом он получил премии за конструктивное черчение и работу по расчету мостов. При окончании института Роттерт был удостоен медалью за блестящую работу «по приложению строительной механики к строительному искусству».

Роттерт начал работать на южных железных дорогах — строил паровозные и вагонные мастерские, здание управления железных дорог в городе Харькове. Он быстро завоевал авторитет не только среди коллег, но и у рабочих. После Февральской революции 1917 Роттерт был избран председателем Совета депутатов Южных железных дорог.

«В 1917 году в августе вспыхнул контрреволюционный мятеж генерала Корнилова, двинувшего войска на Петроград. И в наши дни в Центральном государственном архиве Октябрьской революции хранится телеграмма, разосланная тогда по всей сети южных железных дорог: „Не давать корниловцам ни одного паровоза, ни одного вагона, не перевозить их эшелонов!“. Подписал телеграмму председатель Совета депутатов Роттерт, он же возглавил особый стачечный комитет, действовавший против корниловцев. Генеральский мятеж провалился, но когда во время гражданской войны Харьков захватили белогвардейские войска одного из ближайших сподвижников Корнилова — генерала Деникина, о Ротерте не забыли. „Крамольного“ инженера бросили в подвал контрразведки, откуда его вызволила освободившая город Красная Армия.»[1]