Рош ха-Шана (трактат)


«Рош ха-Шана», также «Рош га-Шана», «Рош а-Шана» (др.-евр.ראש השנה‏‎, ro'sh hashanah — «еврейский Новый год», букв. «голова года») — трактат в Мишне, Тосефте, Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, в разделе Моэд. В Мишне этот трактат 8-й по порядку, а в обоих Талмудах — 7-й. Трактат «Рош ха-шана» содержит законы об обрядах одноименного праздника и о календарном счислении, то есть об установлении дат новомесячий и праздников[1].

Традиционный еврейский календарь, до сих пор используемый для определения дат праздников — лунно-солнечный, о чём имеется указание в Торе (Исх. 12:2). Так как синодический лунный месяц равен примерно 29,53 солнечных суток, продолжительность месяца в таком календаре может составлять либо 29, либо 30 дней и для своего определения требует либо астрономических расчётов, либо непосредственных наблюдений за появлением видимого серпа новой луны. В период существования Великого Синедриона продолжительность месяца определялась его постановлениями на основании показаний свидетелей: если в тридцатый день месяца приходили свидетели, утверждавшие, что видели новую луну, то после проверки их показаний этот день объявлялся первым днём нового месяца; если же свидетелей не было, то первым днём нового месяца объявлялся следующий день.

Относительно того, какой день считался у древних евреев началом нового года, мнения расходятся[2]. Моисеев закон (Исх. 12:2) называет первым месяц исхода из Египта, соответствующий примерно марту — апрелю григорианского календаря (современное название этого месяца — нисан). При этом первый день этого месяца никак не выделяется, однако праздничным объявляется первый день седьмого месяца (современное название месяца — тишрей), приходящийся на начало осени:

В седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание [да будет у вас]; никакой работы не работайте и приносите жертву Господу.