Руанский собор (серия картин)


«Руанский собор» — серия картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, исполненная в 1892—1895 годах. Всего в этой серии Моне написал 35 картин: 28 видов самого собора вблизи, 4 общих городских плана Руана с явной доминантой собора, 3 вида примыкающего к собору двора Альбана с пристроенным к собору домом и улицей Эписери, ведущей к собору.

В начале февраля 1892 года Моне приехал в гости к своему брату Леону в Руан и решил в этом городе немного поработать. Чтобы не стеснять брата, он снял комнату в отеле «Англетер». После нескольких дней поисков подходящих мотивов внимание Моне привлёк Руанский собор. Он нашёл пустовавшую комнату с видом на сам собор, где устроил мастерскую[1]. Оскар Рейтерсверд писал: «Моне заинтересовался тем, как свет отражался на причудливой лепке фасада <…> Он был восхищён. Ему казалось, что он смотрит в огромный калейдоскоп, где узор сменяет узор, следуя в непрерывной последовательности и с неиссякаемым разнообразием»[2].

Долго задерживаться в Руане Моне не мог, поскольку на 29 февраля у Поля Дюран-Рюэля было запланировано открытие выставки Моне, где впервые была продемонстрирована серия «Тополя». 21 февраля Моне писал Дюран-Рюэлю из Живерни: «Вы, без сомнения, думаете, что я в Руане и работаю полным ходом. Я действительно побывал там и многое начал, но вот уже неделя как болезнь удерживает меня здесь…»[3]. Выставка эта вызвала крайне низкий интерес у публики и Моне вернулся в Руан с целью всерьёз заняться видами собора. Его комната оказалась занята, там шёл ремонт, но Моне смог найти помещение по соседству, над полотняной мастерской-магазином, откуда открывался даже более удачный вид на собор[1]. Работа шла тяжело и 3 апреля он писал своей жене Алисе Ошеде: «Как тяжело <…> Я сломлен, я не могу больше <…> У меня была ночь, полная кошмаров: собор сваливал меня вниз, он казался то синим, то розовым, то жёлтым»[4].

Свои цели Моне держал в глубокой тайне от всех, и только своему арт-дилеру Полю Дюран-Рюэлю он сообщил: «Вы будете первым, кому я позволю её (серию) увидеть». Это письмо было полно оптимизма, однако уже к середине апреля настроение Моне было не столь жизнерадостным, 13 апреля он писал Дюран-Рюэлю: «Я совершенно пал духом и недоволен тем, что здесь сделал. Я метил слишком высоко, но, кажется перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил всё бросить и возвратиться домой. <…> Я дам вам знать, как только немного успокоюсь»[2].

По возвращении в Живерни Моне отвлекали от работы семейные дела: сначала он официально оформил свой брак с Алисой Ошеде, затем состоялась свадьба его падчерицы Сюзанны с американским художником Теодором Батлером. И лишь в начале сентября художник смог вернуться к работе в нормальном режиме, но вместо «Соборов» он продолжил писать виды Живерни и заканчивал начатые ранее работы[1].