Румынская православная церковь


Румы́нская правосла́вная це́рковь (рум. Biserica Ortodoxă Română) — автокефальная поместная православная церковь, занимающая 7-е место в диптихе. Имеет юрисдикцию на территории Румынии и в румынской диаспоре. На 2018 год вторая по числу паствы православная церковь в мире, составляющая 20 млн человек[5][6]. В Румынии число православных верующих, согласно переписи 2011 года, составляло 16 307 004 человека, или 86,45 % населения страны[7].

Как и прочие официально зарегистрированные религиозные организации в Румынии, имеет де-факто государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны[8].

Церковная организация на территории Румынии известна с IV века. Существовавшая здесь римская провинция Дакия входила в область Иллирика, почему и дакийские епископы находились в ведении архиепископа Сирмийского, подлежавшего юрисдикции Римского епископа. После разрушения Сирмии гуннами (V век) церковная область Дакии перешла в юрисдикцию архиепископа Солунского, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIII веке император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию канонической власти Константинопольского Патриарха[9].

В начале X века предки румын стали совершать богослужение на церковнославянском языке, который был здесь в употреблении вплоть до XVII века[9]. Митрополия Валахии входила в состав Охридской архиепископии, а затем Тырновского патриархата (1234—1393).

Около 1324 года Валахия стала самостоятельным государством; в 1359 году валашский воевода Николай Александр I добился от патриарха Константинопольского возведения церковной организации в Валахии в достоинство митрополии. Митрополия находилась в канонической зависимости от Константинопольского патриархата, которая до начала XVIII века носила в основном формальный характер[9].

В отличие от других земель, подвластных Османской империи, в Валахии и Молдавии при покровительстве местных господарей сохранялась полная свобода богослужения, разрешалось строить новые храмы и основывать монастыри, созывать церковные Соборы. Церковная собственность оставалась неприкосновенной, благодаря чему восточные Патриархаты, а также Афонские монастыри приобретали здесь имения и открывали подворья, служившие важным источников их дохода[9].