Русская партия (СССР)


«Русская партия» — неформальное националистическое движение в СССР послесталинского периода до Перестройки (1950-е — 1980-е годы). Идеология движения включала русский этнический национализм[1], этническую ксенофобию[2] и антисемитизм[3][4].

Возникла в конце 1950-х годов, набрала силу в 1960-х годов[4]. Представляла собой не имевшее регистрации и фиксированного членства общественное движение, как правило, находившееся в оппозиции к правящему режиму и скрывавшее свою деятельность или осуществлявшее её под видом легальной[5]. Реальной партией не стала[4]. «Русская партия» была как внутриаппаратной оппозицией, так и легальной оппозицией типа «социализма с человеческим лицом»[6]. Производила большую часть советской антисионистской пропаганды[4].

Движение было представлено различными группами: сотрудниками партийно-государственного аппарата (ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ и др.), членами творческих союзов[7], включая патриотических писателей[6], диссидентами-националистами[7][6]. Ряд сотрудников партийно-государственного аппарата оказывал покровительство другим участникам движения[8]. Некоторые участники движения не скрывали своей оппозиционности и подвергались преследованиям, как и прочие диссиденты в СССР. Но многие смогли сочетать свои ультранационалистические, антисемитские и ксенофобские взгляды с марксистско-ленинским языком системы и приобрели значительное влияние среди советской коммунистической элиты, аппарата безопасности, а также в СМИ и издательской индустрии[4].

К числу изданий, выражавших идеи «русской партии», принадлежали подцензурные советские журналы, находившиеся под контролем движения русских националистовМолодая гвардия», «Наш современник» и др.), некоторые труды по истории, социологии и философии, а также тексты самиздата, в том числе периодического, русских националистов; представители движения также составляли различные программные документы[9].

Участники движения считали русскими только представителей русского этноса. Представители других этносов, по их мнению, могли войти в состав «русской нации» лишь на очень жёстких условиях. Существовало глубокое различие между сторонниками этнонационалистических и расистских идей и сторонниками традиционных ценностей, которые понимали «русскость» в нерасистском смысле (наиболее яркий пример — Александр Солженицын)[8].