Русская пляска


Русская пляска — вид русского народного танца. Характерной особенностью являются движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными. Русская пляска носит импровизационный характер. В каждом районе пляски отличаются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни[1]. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8[2]. В древности это был обрядовый, а сейчас — бытовой танец[3]. А. А. Климов выделяет формы русской пляски: групповой пляс, массовый, парный и перепляс. Мужская пляска задорная, энергичная; женская — более спокойная, «скромная». Песни и мелодии, под которые исполняются пляски, называют плясовыми.

История русской пляски уходит в языческие времена, когда северяне, вятичи и радимичи:

и схожахуся на игрища, на плясанья и на вся бѣсовьскыя пѣсни, и ту умыкаху жены собѣ

В Древней Руси хранителями русских танцевальных обычаев были скоморохи, которые ходили ватагами и выступали под пение сопелок и удары бубнов. Скоморохи выступали для забавы в княжеских, боярских и купеческих хоромах. Нередко скоморохи выступали в личинах. Подчас скоморохи устраивали пантомимы или пели заводные частушки. Новгородская былина «Садко» описывает пляску Морского царя под аккомпанемент гуслей, в результате которой на море разыгралась сильная буря[4].

Псковский игумен Памфил в 1505 году сообщал о ритуальных плясках в ночь накануне праздника Ивана Купалы. Танец состоял из «вихляния хребтом» и «топания и скакания ногами». Домострой решительно осуждал скоморошьи пляски под гусли и гудения, которые «ангелов божьих» отпугивают, а «бесов смрадных» приманивают[4].