Русская православная старообрядческая церковь


Ру́сская правосла́вная старообря́дческая це́рковь (сокращённо РПСЦ) — юридически и канонически независимое религиозное объединение, состоящее из старообрядцев-поповцев, принимающих окормление Белокриницкой иерархии. Современная иерархия РПСЦ возникла в 1846 году, когда было восстановлено епископское возглавление церковной иерархии; рассматривает себя как продолжение исторической Русской православной церкви, существовавшей до реформ патриарха Никона; не находится в молитвенно-евхаристическом общении с другими церквями, за исключением Православной старообрядческой церкви в Румынии (24 октября 2023 года церковь в Румынии разорвала общение). Несмотря на снятие в 1971 году «клятв» со стороны Московского патриархата, последний не признаёт иерархию РПСЦ[3].

Как указывает историк Виктор Боченков, юридически закреплённого наименования конфессии до 1988 года не существовало[4]. «Окружное послание», подписанное старообрядческими епископами в 1862 году и сыгравшее в истории старообрядчества заметную роль полностью именуется: «Окружное послание единыя, святыя, соборныя, апостольския древлеправославнокафолическия церкве». Полное название другого классического труда старообрядческого книжника и писателя И. Г. Кабанова звучит так: «Кратчайшее начертанїе исторїи Вѣтковскїя церкви, вкупѣ же и краткое изложенїе догматовъ и преданїй, чиновъ же, и обрядовъ, и обычаевъ древлеправославно-каѳолическаго исповѣданїя единыя святыя соборныя, апостольскїя Древле-Греко-Россїйскїя Церкви<…>»[5]. Сочинение другого старообрядческого автора Семёна Семёнова именуется: «Краткая история о существовании священства в християнской (староверческой) Церкви, содержащей древлеправославныя Греко-российския Церкви веру»[6]. В России до революции также именовались «Австрийской иерархией» или «австрийским священством» в силу того, что Белая Криница находилась на территории Австрийской империи[7][8][9]