Русский витязь (самолёт)


«Ру́сский ви́тязь» (С-21 «Большой Русско-Балтийский») — первый в мире четырёхмоторный самолёт, давший начало тяжёлой авиации.

«Русский витязь» создан И. И. Сикорским — изобретателем-авиаконструктором в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Предусматривалось размещение как двух, так и четырёх моторов.

И. И. Сикорский, еще будучи студентом Киевского политехнического института, был приглашен на должность главного конструктора авиационного отделения компании А.О. «Русско-Балтийский вагоностроительный завод». К этому времени у Игоря Сикорского возникла идея поставить гигантский самолет с закрытой комфортабельной кабиной[1].

Своими планами И. И. Сикорский поделился с председателем совета директоров компании М. В. Шидловским, который поддержал молодого конструктора и распорядился начать финансирование работ за счет фирмы. Предполагалось использовать самолет на регулярных пассажирских линиях, для перевозки срочных грузов и для освоения Сибири. В военных целях самолет мог быть использован в качестве стратегического разведчика[1].

Сикорский конструировал самолёт с 1911 года, в то время, когда ни один самолёт не мог поднять больше 500 кг. Многие эксперты предрекали проекту провал. Самолёт строился зимой 1912—1913 годов. Назывался «Le Grand» (фр.: Большой). Исходно предполагались два мотора с толкающими винтами, потом число моторов удвоили — четыре двигателя двумя тандемами — один толкающий, другой тянущий. Уже в 1913 году Сикорский решил применить только тянущие винты, переместив все двигатели на переднюю кромку нижнего крыла. Таким образом все четыре двигателя распределились по размаху передней кромки нижнего крыла, а для необходимого в ту пору обслуживания двигателей в полёте на нижнем крыле предусмотрели проход.

Самолёт построен на Русско-Балтийском вагонном заводе в Санкт-Петербурге в начале 1913 года. Отдельные агрегаты и узлы самолета изготавливались на самом заводе, который располагался на Строгановой набережной в Санкт-Петербурге. Оттуда они перевозились на Комендантский аэродром, где проводилась окончательная сборка. Сначала самолет имел название «Гранд Балтийский», в мае 1913 года переименован в «Большой Русско-Балтийский», а в конце июня — в «Русский Витязь». Это было связано с ростом патриотизма русского общества и отказа от иностранных названий[1].