Русский мост


Русский мост — вантовый мост, построенный во Владивостоке через пролив Босфор Восточный, соединяет полуостров Назимова с мысом Новосильского на острове Русском[6]. Строительство моста было начато 3 сентября 2008 года в рамках программы подготовки города к проведению саммита АТЭС в 2012 году. Шестой по высоте мост в мире, высота составляет 324 метра. Мост имеет самый длинный в мире пролёт среди вантовых мостов длиной 1104 метра[7].

Министр транспорта России Игорь Левитин охарактеризовал мост на остров Русский как самый уникальный и сложный объект не только в рамках подготовки к саммиту АТЭС, но и во всей практике мостостроения в России и в мире[8].

Генеральный проектировщик — «НПО Мостовик». Генеральный подрядчик строительства — «УСК МОСТ» (с октября 2021 года АО «БТС-МОСТ»), субподрядчики строительства — «СК Мост», «НПО Мостовик». Ванты для моста изготовлены французской компанией Freyssinet (Фрейссине Интернасьональ энд Компани)[9]. Проект архитектурной подсветки, функциональное освещение и электроснабжение мостового перехода реализованы светотехнической компанией «МТ Электро». Строительный контроль осуществлял Институт «Стройпроект»[10].

Мост изображён на новой российской купюре номиналом 2000 рублей, выпущенной Банком России 12 октября 2017 года[11][12].

Задача по строительству моста на остров Русский была поставлена ещё в первой половине XX века. Первый проект был выполнен в 1939 году, второй — в 1960-е годы. Ни тот (вероятно, из-за Второй мировой войны), ни другой проект так и не был осуществлён. В начале октября 2007 года НПО «Мостовик» выиграло тендер на проектирование мостового перехода на остров Русский[13]. Главным партнёром объединения в выполнении проектных работ стала крупнейшая российская проектная организация ЗАО «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург»; к работе также был привлечён ряд российских и зарубежных научных компаний. В их числе Cowi A/S (Дания), «Приморгражданпроект», «Примортисиз», ОАО «ДНИИМФ», НПО «Гидротекс» и другие. Разработка обошлась в 643 млн рублей и была завершена менее чем за шесть месяцев в марте 2008 года. В ходе работы было рассмотрено более 10 различных вариантов мостового перехода, среди которых были проекты как вантовых, так и висячих мостов.

В мае 2008 года предложенный проект вантового моста был одобрен ФГУ «Главгосэкспертиза России» и рекомендован к утверждению заказчиком — администрацией Приморского края. Генеральный подрядчик строительства — ОАО «УСК Мост» — минуя процедуру тендера, был определён 31 августа 2008 года указом Президента РФ № 1277. Общая сумма контракта составила 32,2 млрд рублей. Основными субподрядчиками стали ОАО «СК МОСТ» и ООО НПО «Мостовик». Сдача объекта состоялась 2 июля 2012 года[14]. Гл. инженер проекта — В. М. Курепин.