Руссо, Анри


Анри́ Жюлье́н Фели́с Руссо́ (фр. Henri Julien Félix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник»; 21 мая 1844, Лаваль, Майен — 2 сентября 1910, Париж) — французский художник, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма.

Анри Руссо родился 21 мая 1844 года в городке Лаваль (департамент Майен), в семье жестянщика. Не окончив среднюю школу, поступил на военную службу, на которой провёл четыре года. Был освобождён от дальнейшей службы после смерти отца, чтобы иметь возможность материально поддерживать овдовевшую мать[3].

В 1868 году поселился в Париже, где получил место на государственной службе. На следующий год женился на Клеманс Буатар, дочери столяра[3]. С 1871 года служил налоговым инспектором в акцизном управлении Парижа, за что получил прозвище «Таможенник»[4].

Живописью стал заниматься самостоятельно уже в зрелом возрасте, около 1880 года[4]. В 1884 году получил официальное разрешение копировать картины в Лувре. Собственные работы впервые показал широкой публике в 1886 году, участвуя в «Салоне независимых», где выставлялись начинающие авторы, не соответствующие требованиям стиля и тематики официального парижского Салона. В течение следующих семи лет Руссо, деливший своё время между службой, семьёй и занятиями живописью, выставил в Салоне независимых около 20 картин. Однако его творчество в это время оставалось во многим незамеченным публикой, а у критиков вызывало лишь постоянные насмешки[3].

Жена Руссо, Клеманс, умерла в 1888 году после продолжительной болезни, и в следующие несколько лет он потерял и всю остальную семью, за исключением одной дочери, которую отослал жить к родственникам. В 1893 году оставил государственную службу, полностью сосредоточившись на творческой работе. Вскоре после этого Руссо познакомился с Альфредом Жарри, молодым талантливым поэтом, который был поражён необычностью его работ и свёл его с кругом интеллектуалов, связанных с авангардистским журналом Mercure de France. Именно на страницах этого издания появилась первая положительная рецензия на творчество Руссо[3].

В 1899 году вступил во второй брак, но вновь овдовел уже в 1903 году. Вёл скромный образ жизни в недорогом аррондисмане Парижа, давая на дому уроки рисования. Перелом в отношении к работам Руссо со стороны массовой критики наступил позже, в 1905 году, после того как его полотно «Голодный лев» было выставлено на Осеннем салоне вместе с картинами фовистов Матисса, Вламинка и Дерена. Вслед за этим несколько произведений Руссо приобрёл ведущий торговец произведениями современного искусства во Франции Амбруаз Воллар. О растущей популярности живописца свидетельствует банкет, данный в его честь Пабло Пикассо в 1908 году при участии большинства ведущих художников и критиков[3].