Руссо-Балт


«Руссо-Балт» — марка автомобиля, выпускавшегося на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) в Риге, акционерном машиностроительном предприятии Российской империи, специализирующемся сначала на выпуске вагонов, далее освоившее производство трамваев, автомобилей и самолётов.

В 1908 году по решению председателя правления М. В. Шидловского на заводе в Риге был создан автомобильный отдел под управлением директора Ивана Александровича Фрязиновского и Д. Д. Бондарева. На должность главного конструктора был приглашён 26-летний Жульен Поттера (Julien Potterat), который перед этим работал на бельгийской фирме «Fondu». Автомобили Фондю стали прототипом первых моделей «Русско-Балтийского завода». Название Руссо-Балт закрепилось вследствие сокращения названия на французском языке — Russo-Baltique (Руссо-Балтик).

В конце 1910 года акционерное общество РБВЗ приобрело «экипажную фабрику Фрезе и К°» — российского автопроизводителя-первопроходца. Мастерские предприятия находились в Петербурге на Эртелевом переулке, 10 (ныне улица Чехова). Затем они были преобразованы в станцию техобслуживания автомобилей РБВЗ.

Первая и самая массовая серийная модель автомобильного отдела Русско-Балтийского вагонного завода — модель типа "С". Её производство было начато 26 мая (8 июня) 1909 года с модификации С-24/30. Индекс модели имел цифровое обозначение: 24 — расчётная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 — максимальная мощность. Объём двигателя составлял 4501 см. В дальнейшем выпускались модификации: С-24/35 (1912—1914) и С-24/40 (1913—1918), с 35-сильным и 40-сильным моторами соответственно. На шасси автомобилей модели "С" устанавливались кузова следующих типов: дубль-фаэтон, торпедо, лимузин, ландоле, а также специализированные двухместные спортивные варианты. Помимо легковых кузовов, модели "С" оснащались специальными кузовами — фургоны для перевозки раненых, генераторные установки, кареты скорой помощи, грузовые платформы грузоподъемностью не более 1 тонны. Позже начался выпуск других пассажирских моделей серии "К" и "Е", а также грузовых машин.

В 1913 году была изготовлена первая машина автомобильного отдела Русско-Балтийского завода с полугусеничным движителем французского изобретателя Адольфа Кегресса, работавшего тогда в России. Предназначенная для эксплуатации зимой, эта машина, изготовленная на базе модели серии С24/40, была оснащена лыжами и резиновыми гусеницами шириной 320 мм, с металлическими гребнями.