История Рязанской области


Рязанщина исторически представляет собой лесные массивы в среднем течении Оки, которые на юге граничат с евразийскими степями.

К эпохе верхнего палеолита на территории Рязанской области относятся стоянки Шатрище-1 и Шатрище-2 на Средней Оке, Ясаково. Найденная в овраге Бочар у села Дядькова (у восточной окраины Рязани) лобная кость человека оценивается возрастом 12 750 лет назад. В Шиловском районе в Стерлигове также был найден фрагмент черепной крышки человека[1][2][3].

К неолиту относятся стоянки Чёрная Гора, Ибердус 2, Дубровичи, Владычинская, Шагара-1. Массовые захоронения убитых 5 тыс. л. н. людей нашли на озере Шагара. Под детским костяком был найден волосовский клад — 4 ожерелья[4][5][4].

Во 3—2 тыс. до н. э. в эпоху энеолита (медного века) здесь по берегам рек селились первобытные рыболовы волосовской культуры[6]. В бассейне Оки в эпоху неолита на протяжении длительного времени существуют памятники культуры ямочно-гребенчатой керамики[7].

В эпоху бронзы во 2-м тыс. до н. э. жители Рязанского Поочья вступают в симбиоз с пришедшими с запада[8] темнокожими скотоводами индоевропейской фатьяновской культуры[9], кочевавшими в степи, что приводит к появлению смешанной земледельческой поздняковской культуры бронзового века[10]. Очевидно к этому времени относится формирование т. н. рязанского антропологического типа понтидной расы. На правобережье Оки выявлено 6 стоянок нак называемой «шагарской культуры»[11]. У представителя позднего этапа средневолжской абашевской культуры SN-3 (3557±31 лет до настоящего времени) с памятника Старший Никитинский могильник определили Y-хромосомную гаплогруппу R1b-Z2103[12].

Археологические памятники, содержащие керамику «климентовского типа», датированы концом 2-го — серединой 1-го тысячелетия до н. э. По мнению Б. А. Фоломеева, памятники с древностями типа Климентовской стоянки оставлены населением, которое не вошло в состав городецкой культуры и продолжало сохранять ряд традиций более ранней культуры сетчатой керамики[13]. Поздняковская культура эволюционировала в городецкую культуру (мещера), которая застала приход славян (вятичей). Славяне частично ассимилировали, частично вытеснили местных жителей.