Р-56


Р-56 (индекс УРВ РВСН — 8К68) — экспериментальная ракета-носитель (РН) сверхтяжёлого класса, разработанная ОКБ-586 (КБ «Южное»). Главный конструктор М. К. Янгель. Предлагалась для межпланетных полётов, в том числе, и на Луну по соответствующей советской пилотируемой программе. Разработка боевого варианта ракеты ограничилась предэскизным проектом.

Инициативная разработка в КБ Янгеля комплекса сверхтяжёлой ракеты-носителя осуществлялась ОКБ-586 в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 мая 1963 года. После принятия решения правительством разрабатывать сверхтяжёлую ракету Н-1 КБ Королёва и использовать тяжёлую ракету УР-500 КБ Челомея (с более низкими по сравнению с ракетой Р-56 энергетическими возможностями), а конкурирующие разработки сверхтяжёлых ракет Р-56 КБ Янгеля и УР-700 КБ Челомея решили прекратить.

РН Р-56 является двухступенчатой с последовательным расположением ступеней. Возможно применение ещё двух дополнительных ступеней — орбитальной с однократным запуском двигателя и космической с многократным запуском двигателя.

В качестве основных двигателей рассматривались двигатели разработки ОКБ-456 11Д43 и его модификация 11Д44 с высотным соплом. Двигательная установка (ДУ) I ступени состояла из 12 основных и 4 управляющих двигателей, выполненных качающимися в тангенциальной плоскости. На II ступени ДУ состояла из основного однокамерного двигателя (высотный вариант двигателя I ступени) и четырёхкамерного управляющего двигателя. На орбитальной ступени ДУ состояла из однокамерного основного двигателя и четырёхкамерного управляющего, допускающих запуск в условиях невесомости. ДУ космической ступени состояла из однокамерного двигателя с четырёхкратным запуском в условиях невесомости.

На I и II ступенях использовалась топливная пара азотный тетраоксид (АТ) и несимметричный диметилгидразин (НДМГ). На третьей (орбитальная) и четвёртой (космическая) ступенях — АТ в качестве окислителя и Г-50 в качестве горючего.

Система управления РН (СУ) — автономная, разрабатывалась ОКБ-692 и НИИ-944 с учётом обеспечения выполнения задачи при отключении одного двигателя I ступени и пуска РН в любом направлении с неповоротной пусковой установки (ПУ). СУ орбитальной и космической ступеней — комбинированного типа.