Кола (автодорога)


Р-21 «Ко́ла» (в 1982—2018 годах М-18, разг. Мурманка) — автомобильная дорога общего пользования федерального значения Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — Борисоглебский (граница с Норвегией). Входит в европейский маршрут E 105 Киркенес — Ялта. Трасса «Кола» является основной транспортной артерией Мурманской области и Карелии[1], одной из важнейших дорог Лениградской области. Самая северная федеральная дорога России[2].

Протяжённость основной линии автодороги около 1592 километров[3]. Из них около 769 км по территории Карелии[4], около 557 км по территории Мурманской области[5][6] и около 265 км по территории Ленинградской области[7]. Помимо основного направления в состав автомобильной дороги Р-21 «Кола» входят: подъезд к городам Лодейное Поле, Петрозаводск (9 км), Беломорск (36 км), Кемь (13 км), Мурманск и Североморск (33 км); к аэропортам «Петрозаводск» (5 км) и «Мурманск» (17 км); многосторонним автомобильным пунктам пропуска «Суоперя» (157 км) и «Лотта» (229 км)[8][9][10].

Дороги на север в сторону Петрозаводска от Санкт-Петербурга, а впоследствии Ленинграда, долгое время являлись грунтовыми гужевыми или пешими почтовым трактами. Ключевыми из них на будущем мурманском направлении были Архангельский (с 1712 года) и Олонецкий почтовые тракты, который на начальном отрезке носил также название Шлиссельбургский. Тракт проходил по левому берегу Невы, соединяя практически все более менее крупные населённые пункты и обходя значительные препятствия. Именно он (до Волхова) являлся основной дорогой между двумя столицами до строительства в 1716 году прямой дороги. На правобережье Невы долгое время были только местные тупиковые дороги, которые лишь в годы блокады Ленинграда (1941—1944) временно были соединены с правобережьем Дорогой жизни. В начале второй половины XX века дороги уже становятся асфальтированными, но не меняя при этом своей извилистой составляющей[11][12].

На Кольском севере с XVI века до Октябрьской революции движение от Кандалакши до Колы осуществлялось через Кольский тракт, который в летнее время являлся частично водным маршрутом по озеру Имандра[6][13]. К середине 1950-х годов автомобильное сообщение с Мурманском южной части Мурманской области осуществлялось по сильно петляющим грунтовым и гравийным дорогам; автомобильного сообщения с Карельской АССР не было вовсе.