СМД-методология


СМД-методология — направление практической[1] методологии и философии, созданное как результат творческой, философской и научно-исследовательской деятельности Георгия Щедровицкого и организованного им Московского методологического кружка. Принципиальной особенностью данной системы является положение о невозможности полностью отделить мышление от деятельности, указание на неразрывную связь этих процессов и систем[2]. Дословно аббревиатура «СМД» расшифровывается как «системомыследеятельностная» методология, что является прямой отсылкой к этой связи. Практицизм СМД-методологии исторически сложился как результат попыток её разработчиков использовать свои исследования для решения практических задач социального управления. Ряд источников называет СМД-методологию как основу или практический метод для конструирования общественных систем[3]. Исследователи указывают, что СМД-методология является практическим развитием марксизма[1][4], но, также, содержит в себе отдельные положения, созвучные концепциям ряда представителей современных западных философских школ — англо-американских философов и футурологов Дж. Белла, Э. Тоффлера, Ф. Фукуямы[3][4] и французских философов-постмодернистов.

Новейший философский словарь определяет СМД-методологию как методологическое направление, школу или же «течение» в советской и постсоветской России[5].

В англоязычной научной литературе и иных источниках какое-либо упоминание СМД-методологии отсутствует. Высказываются мнения, что методология является вторичной переработкой идей Маркса и Гегеля без возможности научной верификации[6].

Основы СМД-методологии были заложены в Московском Логическом Кружке (МЛК) в 1952—1954 годах. После прекращения работы МЛК, чьи основатели так и не сумели принять общей исследовательской программы, она развивалась в Московском Методологическом Кружке (ММК), основанном Щедровицким и рядом других участников МЛК, поддержавших его идеи. ММК оказался единственным организационным продолжением МЛК, а СМД-методология, таким образом, единственной из философских идей, которые получили относительно большую поддержку среди философского сообщества.

Дальнейшее развитие СМД-методологии было связано с исследованиями в области теории деятельности и теории мышления, общей методологии, педагогики и эргономики, теории дизайна и инженерной психологии, проводившимися выходцами из ММК.

С 1979[7] года СМД-методология развивается в самостоятельное научное течение, в рамках которого проводятся исследования, создаются лаборатории. К середине 80-х формируются различные школы СМД-методологии, основанные на общих принципах, но различающиеся трактовками подхода и формулировками[8][9].