СП-30, самолёт


СП-30 — российский лёгкий (лёгкомоторный) многоцелевой самолёт (класс STOL), с максимальной взлётной массой до 500 кг (495 кг), разработанный конструкторским бюро (КБ) «Спектр-Аэро».

В 1990-е годы у сельхозпроизводителей возникла потребность в простой и лёгкой авиатехнике из-за того, что АН-2 не мог совершать полёты ввиду проблем с наличием топлива. Также в это время начиналось массовое использование химических препаратов, которые необходимо было вносить малыми объёмами. До определённого времени эти потребности закрывали мотодельтапланы, но данная техника в какой-то момент исчерпала свои ресурсы.

Так и возникла потребность в разработке сверхлёгкого самолёта, который будет использоваться в авиахимработах. Единственным лёгким самолётом, который на тот момент мог производить подобные работы, был Х-32 «Бекас», украинского производства. Данный самолёт в свою очередь изначально не проектировался под авиахимработы и его компоновка совершенно не защищала пилота в случае падения.

В 2000 году процессе сборки первых комплектов были устранены недостатки, полностью заменена система управления. В ходе эксплуатации получившейся конструкции, вносились существенные изменения. Первый полностью переработанный на основе российских военных технологий самолёт был представлен на выставке МАКС-2003. После этого самолёт модернизировался несколько раз в год.

СП-30 представляет собой двухместный цельнометаллический самолёт с расположением экипажа «рядом». Спроектирован на основе норм лётной годности JAR-VLA. Изготавливается из дюралюминия.

Крыло — двухлонжеронное подкосного типа, оборудовано фиксированным предкрылком по всему размаху. Лонжерон самолета клёпаный. Обшивка крыла толщиной 0,5 мм. К фюзеляжу крыло крепится двумя узлами навески и двумя подкосами, выполненными из стальных труб. Дополнительно подкосы подкреплены раскосами.