Савин день


Савин день — день народного календаря у славян, приходящийся на 5 (18) декабря. Название дня происходит от имени святого Саввы. В славянском народном православии это один из ритуально отмеченных дней, следующих друг за другом и образующих единый комплекс: Варварин день, Савин день, Николин день[1].

укр. День Сави[2], белор. Міколін бацька[3], Савва Освящённый, Савки, Саўка[4], сербохорв. Усечни дан — «Усечённый день».

Это был домашний праздник, в гости не ходили — вся семья собиралась для встречи новорождённого солнца. «Не ходи за порог — не мешай мостить дорог»[5]. «В День Саввы — дома Главы (семейств)»[6]. В этот день, как и в предыдущий и последующий дни, известны запреты на женские работы[7].

О погоде этого дня говорили: «Савва салит, ледяные настилы стелет, гвозди острит. Варвара заварварит, Савва засалит, Никола закуёт»[8]. Или ещё так говаривали: «Варвара мостит, Савва гвозди острит»[9]. О погоде узнавали, не выходя из избы: «Красный огонь в печи — в окна мороз стучит. Дрова яро горят, трещат — мороз сулят»[8].

В Белоруссии Сава, как и Варвара, был «бабским» праздником с теми же правилами. Савва считался отцом святого Николая, который требовал: «празднуй меня и отца моего!» (белор. святкуй мяне і бацьку майго)[10]. На Савву не пряли, толкли просо, ячмень на сочельник, жито мололи на калядники, постолы (грубая обувь из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком) плели, волоки (оборы, завязки у лаптей и постол) вили. «На Савву не надо прясть, не надо крутить, чтобы хорошо было скоту, а то свернётся ягнёнок в колесо». Поскольку он шёл перед Миколой, то звался «Миколиным батькой»[11]. А уже завтра на Миколу все главы семейств соберутся вместе — на братчину[12]. Восточные славяне на Варварин, Савин и Николин дни в старину варили кутью и компот[13].

На Украине женщины собирались на рукодельницкие вечёрницы — пришла пора «і савити, і варварити, і куделю кучматити»[14]. На Украине говорили: «Варвари ночі урвали, а Сави дня прибавили»[15].