Савицкий, Константин Аполлонович


Константи́н Аполло́нович Сави́цкий (25 мая [6 июня1844, Таганрог — 31 января [13 февраля1905, Пенза) — русский живописец-жанрист, один из наиболее последовательных представителей пореформенной реалистической школы[4], педагог; отец и наставник баталиста Георгия Савицкого, друг пейзажиста Ивана Шишкина, соавтор знаменитой картины «Утро в сосновом лесу». Действительный член (с 1895) и академик (с 1897) Императорской Академии художеств[2], член Товарищества передвижников (с 1878; экспонент с 1872)[5]. Первый директор Пензенского художественного училища имени Н. Д. Селивёрстова (с 1898)[Комм. 1][2][6].

Родился в Таганроге в семье военного врача (село Красный холм, позднее — Бароновка)[7]. Был определён на обучение в Таганрогскую классическую мужскую гимназию.

Рано потеряв родителей, был отдан родственниками на воспитание в частный пансион при Лифляндской дворянской гимназии в местечке Биркенруэ Венденского уезда Лифляндской губернии[8], по окончании которого в 1862 году, К. А. Савицкий поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи. Учился у профессоров Фёдора Бруни, Алексея Маркова и Павла Чистякова.

За время учёбы в Академии награждён семью медалями: в 1868 году три малые серебряные за картину «Шарманщик», в 1869 году большая серебряная за эскиз «Распятие Христа», в 1870 большая серебряная и большая поощрительная за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба». В 1871 году за программу «Каин и Авель» награждён малой золотой медалью, после чего отправлен Академией за границу, где по 1874 год получал стипендию Императора Александра II[2][9]. После посещения художественных академий Дрездена и Дюссельдорфа, жил и работал в Париже, увлекался гравюрой по металлу.

С 1872 года экспонент, с 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок[5]. В 1878 году выставлялся на Всемирной выставке в Париже, в 1882 на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве[9].

После трагической гибели жены в феврале 1875 года[Комм. 2] вернулся в Россию, поселившись в Динабурге, где художник создал несколько своих самых значительных произведений[10][11]: «Встреча иконы» (1878), «На войну» (1880)[Комм. 3].