Сад смерти


«Сад смерти» (фин. Kuoleman puutarha)[a], соч. 41 ― трёхчастная сюита для фортепиано соло, написанная Лееви Мадетойя в 1918 году (часть I) и переработанная в 1919 году (добавление частей II и III). Композитор написал данное произведение, мрачное и заунывное по характеру, в память о своём брате Ирьё, который был пленён и затем казнён красногвардейцами во время финской гражданской войны. Премьера сюиты состоялась 19 марта 1923 года в Хельсинки в исполнении пианистки Элли Ренгман-Бьёрлин[фин.].

В конце января 1918 года события Первой мировой войны переросли в гражданскую войну между красными социалистами и белыми националистами. Спустя несколько месяцев военный конфликт обернулся трагедией для семьи Мадетойя: в начале апреля, во время битвы за Антреа[англ.], солдаты Красной гвардии взяли в плен и казнили Ирьё Мадетойя, брата Лееви[b]. На долю композитора выпало сообщить об этом своей матери:

Вчера я получил телеграмму из Виипури, от которой у меня кровь застыла в жилах: „Ирьё пал 13 апреля“, ― таково было сообщение во всей его ужасающей краткости. Эта непредвиденная, шокирующая новость наполняет нас невыразимой скорбью. Поэтому смерть, этот жестокий спутник войны и преследований, также не пощадила нас; она пришла навестить нашу семью, чтобы сделать одного из нас своей жертвой. О, когда же мы увидим день, когда силы ненависти исчезнут из мира и добрые духи спокойствия смогут вернуться, чтобы залечить раны, нанесённые страданиями?Лееви Мадетойя в письме своей матери Анне 5 мая 1918 года[4]

Примерно в это же время Мадетойя опубликовал в журнале «Lumikukkia» короткую пьесу для фортепиано соло под названием «Импровизация в память о моем брате Ирьё» (фин. Improvisationi Yrjö-veljeni muislolle). В 1919 году Мадетойя расширил произведение, добавив две новые части и тем самым превратив его в сюиту, и переименовал сочинение в «Сад смерти», убрав в заглавии упоминание о своём брате[4]. Примечательно, что сюита перекликается своими мотивами с темами Второй симфонии[англ.] (соч. 35, 1918), идея создания которой также возникла в результате размышлений о национальной трагедии[5].

«Сад смерти» был опубликован датским издательством «Wilhelm Hansen[англ.]» в 1921 году. Год спустя, в осенние месяцы, немецкий музыкальный журнал «Signale» (выпуск № 35) опубликовал восторженную рецензию на пьесу[4]. В одном из выпусков газеты «Uusi Suomi» в 1922 году было написано: «Ни один по-настоящему музыкальный человек не пожалеет о знакомстве с этой прекрасной фортепианной поэмой. Эти короткие пьесы представляют собой новое, мощное свидетельство эмоциональной чувствительности и оригинальности финского композитора. Настоящий поэт говорит с нами ясным и глубоким языком. <…> Композитору не было необходимости баловаться гиперсовременными формами выражения, которые обычно используются, когда нужно компенсировать внутреннюю пустоту»[6].