Сайран (автовокзал)


Международный автовокзал «Сайран» (ранее Центральный автовокзал) — автовокзал в городе Алма-Ате, один из крупнейших автовокзалов в Республике Казахстан, предназначенный для обслуживания пассажиров на междугородных и пригородных рейсах[1].

В 1978 году министр автомобильного транспорта Казахской ССР Ануар Жакупов дал поручение институту «КазНИИПИАТ» разработать проект нового автовокзала в городе Алматы. Согласно технико-экономическому обоснованию городу требовался очень крупный автовокзал на 25 тысяч пассажиров в сутки. Способствовал строительству вокзала и тот факт, что в Алматы нет железнодорожных электричек, и весь загородный пассажиропоток выполняется автобусами. Имевшийся на тот момент автовокзал «Саяхат» уже не справлялся с потоком пассажиров[2].

Группой проектировщиков с В. В. Неровней, В. Д. Тяговским, О. Е. Бургумбаевым и А.А Бэмом были разработаны предпроектные материалы (ПСД). Макет и чертежи будущего автовокзала понравились министерству, но возник вопрос с необходимым финансированием строительства, ориентировочная стоимость которого составляла 6 млн рублей. Тогда в компетенции республики были стройки стоимостью до 3 млн рублей, а на строительство более дорогих объектов требовалось финансирование Госплана СССР. Министр автотранспорта сообщил Кунаеву Динмухамеду, первому секретарю ЦК Компартии Казахстана, о намерении построить автовокзал и попросил содействия, чтобы включить стройку в титульный список Госплана СССР. Кунаев пообещал помочь и дал указание главному архитектору города подобрать удобную площадку[2].

Горархитектурой была предложена территория двух смежных действующих автобаз № 6 и № 7 расположенных на углу улиц Комсомольская и Мате Залка, рядом с искусственным озером Сайран. Архитекторы и проектировщики получили большую территорию, где за счёт естественного уклона рельефа удалось организовать двухуровневую посадку в автобусы. Также новый автовокзал был призван стать центральным объектом формировавшегося градостроительного узла, наряду с рядом расположенными зданиями «Союзпечати» и администрации района. Проект нового алматинского автовокзала успешно прошёл госэкспертизу Госстроя СССР и при содействии Д.Кунаева был включён в общесоюзный титульный список Госплана[2].

Строительство нового автовокзала, получившего наименование «Центральный автовокзал» было завершено в 1983 году.