Сакердотализм


Сакердотализм или сацердотализм (от лат. sacerdos — священник) — учение (обычно в рамках христианского вероучения) о том, что священники являются необходимыми посредниками между верующими и Богом[1].

Присущий католической церкви сакердотализм был поставлен под сомнение различными течениями Реформации. По мнению кальвинистского богослова и публициста Абрахама Кёйпера, наибольшую последовательность в ниспровержении сакердотализма проявил именно кальвинизм, поскольку «провозгласил абсолютное равенство всех, занятых в церковном служении, и согласился только на то, чтобы служители были служителями, слугами»[2]. Англиканский богослов Эрик Милнер-Уайт[en], со своей стороны, полагал, что как присущая католицизму абсолютизация роли священников, так и протестантское ниспровержение этой роли — две крайности, уводящие от истины, и предлагал отделять «плохой сакердотализм», в особенности присущий «большинству нехристианских религий», от подлинного христианства, которое должно быть «насквозь священническим» (англ. sacerdotal through and through)[3]. В то же время и внутри современной католической церкви существует критика сакердотализма в истории церкви как элитистского уклонения от евангельских установлений[4].