Роза, Сальватор


Сальвáтор Ро́за, Сальватóре Ро́за (итал. Salvator Rosa, Salvatore Rosa ; 20 июня 1615[4][5][…], Неаполь[2][3] — 15 марта 1673[6][4][…], Рим[3]) — итальянский живописец, рисовальщик, гравёр и поэт эпохи барокко. Родившийся в Неаполе, работавший в Риме и Флоренции, он был художником-бунтарём и прожил бурную жизнь, насыщенную необычайными событиями. Его творчество относят к неаполитанской школе и преромантическому течению в западноевропейском искусстве.

Сальватор Роза родился в Неаполе 21 июля 1615 года. Его отец, Вито Антонио Де Роза (такая форма фамилии засвидетельствована в документах о семье и юности художника), упоминается в источниках как архитектор или землеустроитель (agrimensore). Мать, Джулия Греко, из сицилийских греков, принадлежала к семье художников: её отец Вито и брат Доменико Антонио имели собственную мастерскую (bottega alla Carità). Его сестра Джованна вышла замуж за художника Франческо Фраканцано[7].

Потеряв отца в 1621 году, Сальватор вырос на попечении своего деда по материнской линии, а затем обучался в религиозных школах, только что основанных в Неаполе Джузеппе Каласанцио. Художник вступил в новициат Ордена францисканцев 1 августа 1630 года под именем Сальваторе ди Сан-Пьетро. 7 сентября 1632 года, в возрасте семнадцати лет, он назвал себя художником и сказал, что всегда жил со Святым Духом[7].

Сальватор Роза готовился принять духовный сан, но чувствовал влечение к искусству и стал учиться живописи, вначале у своего дяди по материнской линии Паоло Греко, а затем у Аньелло Фальконе. Считается, что значительное влияние на Розу оказал Хусепе де Рибера, испанский караваджист, работавший в Неаполе, но документальных свидетельств этому не найдено[8].

В возрасте восемнадцати лет он отправился в путешествие по Апулии и Калабрии, попал в руки местных разбойников и некоторое время жил среди них, изучая их типы и нравы, после чего работал в Неаполе. Живописец Джованни Ланфранко предложил молодому художнику в 1635 году переехать в Рим. В папском городе Сальватор Роза испытал влияние произведений Питера ван Лара и Микеланджело Черквоцци, поэтому обратил своё внимание на школу бамбоччанти. Это влияние проявилось в различных произведениях того периода, таких как «Пейзаж с бандитами»; однако позднее живописец в своих презрительных сатирах отрицал этот «низменный» жанр[9].

В Риме Сальватор приобрёл скандальную известность натуралистичными изображениями сцен из быта пастухов, солдат и бандитов. Своими поэтическими «сатирами» и, в особенности, картинами «Скоротечность человеческой жизни» и «Богиня счастья, расточающая свои дары недостойным», он до такой степени восстановил против себя римское общество, что вынужден был бежать в Неаполь. Когда в 1647 году в Неаполе вспыхнуло народное восстание под предводительством Мазаньелло, Сальватор Роза принял в нём участие.