Самагиры


Самагиры (самары) — горинские нанайцы, субэтническая группа нанайцев, проживающих в бассейне реки Горин, малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье. В 1927 году в области расселения самагиров проходила экспедиция этнографического отдела Русского музея с участием Евгения Шнейдера.

В. К. Арсеньев указывал, что первые сведения о самагирах (шамаграх) встречаются в отписках казаков XVII в.

Первые таежные кочевники-самагиры, мигрировали в район реки Горина в XVII веке, разграничивали своё пространство с местными нанайцами. К примеру, С. Патканов отмечал, что на Горине между землями самагиров и гольдов (между самагирским селением Нгагой и гольдским Бичу) «лежала пустая полоса в 120—130 вёрст, где лишь зимой, и то временно, проживали в зимовьях самагирские и гольдские охотники». Но в конце XIX и начале XX в. «полоса отчуждения» между оседлыми нанайцами-рыболовами и кочевниками-самагирами постепенно стиралась. Разграничительная линия между двумя этносами — представителями кочевой таёжной культуры и оседлой рыболовецкой в географическом и социальном плане — постепенно стала исчезать с установлением права заключения брачных союзов между двумя группами с той и другой стороны.

По результатам исследования Н. Г. Каргера, термин «самагиры» трудно было применить ко всему населению реки Горина. Он был слишком узок, так как в долине Горина проживали роды, не считавшие себя самагирами, и в то же время — широк, так как в категорию самагиров входили многочисленные представители родов, расселенных по Амуру на территории нанайцев и ульчей. Помимо самагиров на Горине проживали роды Дигор, Тумали, Джаксор (Заксор), Аймука, Альчека. Их можно считать новообразованиями из разрозненных этнических элементов, не переросших в устойчивое этническое образование, а также этническими группами как результат древних контактов.

Позже самагиры были переименованы в нанайский род самар. А. В. Смоляк выделила несколько ветвей самаров по их происхождению. Первая ветвь поднялась с Амгуни по Амуру; вторая спустилась с Амгуни до Амурского лимана; третья пришла с Буреи, откуда попала на Амгунь, с Амгуни — на Горин; четвёртая — это местное население, поглощенное пришельцами. Длительное время самары различались на кондонских и ямихтинских. Первоначально эти группы не смешивались, жили раздельно. И только по обычаю доха, совершив обмен нефритового топора (у некоторых — железный) на вдову, слились в один род. Причем у каждой группы самаров своя версия. Кондонские уверяют, что инициаторами были они: топор принесли они, и это позволило ямихтинским Самарам вступить в свой род. Ямихтинские были уверены в обратном — что они прежде были обладателями топора и позволили кондонским войти к ним.