Самбук, Иоганн


Иоганн Самбук (лат. Johannes Sambucus)[3] , или Янош Жамбоки (венг. János Sámboki или Zsámboky; 1531—1584), — венгерский гуманист, врач, картограф, философ, филолог-латинист[4] и поэт; советник и историограф императоров Максимилиана II (в 1564—1576 гг.) и Рудольфа II[3]. Его называли венгерским «полигистором»[4] (универсалом).

Написал «Жизнеописания римских императоров» и «Историю Венгрии от Матьяша до Максимилиана II»; много переводил с древнегреческого на латинский язык[3]. Собрал большую часть выпущенных до правления Матьяша (XV век) законов и издал их приложением к историческому труду Бонфини (1581), — что в истории Венгрии стало первым печатным собранием венгерских законов[5]. Автор популярной в Европе книги по эмблематике[en], оказавшей сильное влияние на многих, включая Шекспира; связывал эмблемную символику с иероглифами и египетскими мистериями[4]. Стал первым венгерским автором, чьи произведения были переведены на французский, а затем и на английский языки.

Родился в Надьсамбате (ныне Трнава, Словакия). Получил университетское образование в Германии, Франции и Италии. В Германии обучался у Меланхтона (1497—1560) и Жакоба (Яна) Штурма (1489—1553), во Франции общался с Петром Рамусом (1515—1572)[4]. Получив медицинский диплом в Падуе в 1555 году, он пробыл за границей ещё несколько лет, особенно в Париже, затем вернулся на родину — предположительно ок. 1560 года — и поселился в Вене, практикуя врачевательство[6].)

Был приглашён ко двору Максимилиана II и возведён в ранг императорского советника и придворного историографа (1564). На этом посту он остался при Рудольфе II, став одним из его приближённых («рудольфинцев»).[6] Стоял в стороне от политики, поддерживая авторитет Габсбургов, что отразилось в его речи на смерть Фердинанда (1564). Отличался религиозной толерантностью и считался лютеранином. Занимался классической филологией и историей, расширил комментарии к истории Венгрии, написанной А. Бонфани. Дружил с венским придворным библиотекарем Блотиусом.[4]

Тратил большие суммы денег, главным образом, на сбор собственной большой библиотеки, для которой приобрёл многочисленные рукописи неизвестных до тех пор древнегреческих и древнеримских писателей. Также страстно собирал монеты и другие предметы искусства.[6]

Получил европейскую славу — благодаря книге по эмблематике «Emblemata cum aliquot nummis antiqui operis» (1564), напечатанной антверпенским типографом Платеном, другом Самбука и многих других рудольфинцев. Этот труд оказал большое влияние на многих, в том числе на Шекспира, после упоминания в сочинении Джефри Уитни[en] (1548—1601). В эмблемной символике Самбук видел глубокий смысл, олицетворение самой природы. Угадывал он и связь эмблематики с иероглифами и египетскими мистериями, то есть эзотерический смысл символа.[4]