Самоценность


Самоценностьпсихологическая тенденция, означающая веру в собственную ценность и значимость индивида, противостоящую оценкам от других и ожиданиям со стороны общества. Включает в себя внутренний, стабильный, и позитивный взгляд на самого себя, не подверженный значительным колебаниям в зависимости от внешних факторов. Основной элемент самоценности состоит в том, что личность оценивает и принимает себя, даже если его поступки, способности или мнения не соответствуют стандартам или нормам социума. Уверенность в собственной ценности способствует психологическому благополучию, стремлению к успеху, здоровой самооценке и устойчивости к негативному воздействию окружающей среды[1][2]. Концепция, вытекает из теории мотивации достижения, чаще всего применяется в образовательном контексте, где учащиеся регулярно оценивают личные способности и сравнивают себя с другими сверстниками. В большинстве случаев ученики наблюдают собственную тягу к знаниям как способ поддержания самоценности и, следовательно, стремятся максимально увеличить учебные навыки, избегая неудач[3][4]. Усилия, направленные на достижение максимальной академической компетентности, чтобы защитить самооценку, часто описываются как «обоюдоострый меч». Несмотря на важность такого подхода, также может вызвать чувство беспомощности и недостаточности в случае отсутствия ожидаемых результатов[3][5]. Для предотвращения таких чувств и, следовательно, поддержания самоуважения, некоторые ученики прибегают к защитному поведению, уменьшая усилия и установливая низкие стандарты в отношении полученных оценок[1]. Стратегии, направленные на поддержание уровня самоценности, могут быть названы самоограничением и защитным пессимизмом.

Стратегия самовнушения предоставляет индивидууму возможность объяснить неудачу, осознанно создавая преграду на пути к достижению успеха[1]. Что позволяет человеку приписать неудачу не проблемам в собственных способностях, а скорее преграде, что проявляется в недовольстве результатами личного труда. Примерами таких самообманных приёмов являются откладывание дел на потом, прокрастинация, снижение усилий или несогласие заниматься подготовкой к предстоящим задачам[1][6]. Данные установки, которые направлены на избегание неудачи, оказывают негативное воздействие на достижение желаемых результатов[7]. Следовательно, стратегия самообмана имеет разнообразные негативные последствия, включая низкую успеваемость, неудовлетворённость в академической сфере и снижение общего благополучия, хотя также может служить и защитой чувства самоценности[7]. Отличие этой стратегии от стратегии защитного пессимизма заключается в том, что самовнушение ориентировано больше на избегание неудачи, нежели на достижение успеха[7]. Обычно схожее поведение наблюдается в случаях, когда люди ставят избегание неудачи важнее успешного завершения задачи[7].