Сампери, Сальваторе


Сальвато́ре Сампе́ри (итал. Salvatore Samperi, 26 июля 1944, Падуя, Италия — 4 марта 2009, Рим, Италия) — итальянский кинорежиссёр и сценарист, один из активных деятелей кино контестации в Италии. Победитель и номинант международных и национальных фестивалей.

Сальваторе Сампери родился 26 июля 1944 года в богатой семье в Падуе. Учился в университете Падуи, но бросил учёбу, чтобы присоединиться к студенческому движению в 1968 году[1]. В этом же году сыграл свою единственную в сорокалетней кинокарьере небольшую роль (Студент) в картине «Партнёр» Бернардо Бертолуччи.

Первый период карьеры режиссёра отмечен антибуржуазным пафосом[2]. Большой поклонник Марко Беллоккьо, с небольшим количеством имеющихся денежных средств он сделал свой первый художественный фильм «Спасибо, тётя» (1968), который сам воспринимал как аллюзию на фильм «Кулаки в кармане». Главный герой — симулянт, паразитирующий на параличе ног, которого у него, на самом деле, нет, и на расстройстве нервной системы. Причина симуляции — ненависть к прогнившей буржуазной среде Италии в эпоху «экономического чуда». Отец и мачеха его — буржуа; над которыми он издевается: реконструирует военные действия во Вьетнаме и соблазняет мачеху. Переехав к своей тёте, он играет на её чувстве сострадания и доводит её до безумия. Последняя сцена — герой заставляет свою тётю впрыснуть себе яд в вену. Главную роль сыграл шведский актёр Лу Кастель. Политическая некорректность фильма постепенно, возможно, против воли самого режиссёра перерастает в патологический фрейдизм и сексуальный садизм. Коммунистическая пресса Италии осудила фильм, обвинив его в «симуляции» политического протеста и эпатаже, который воспринимается режиссёром как самоцель[3].

В этой первой работе уже присутствуют две наиболее важные характеристики кинематографа режиссёра: горькая сатира, мрачная, направленная против буржуазной семьи и повествование о болезненной любви, осуществление которой невозможно (в этом случае — любовь между тётей и племянником).

В двух следующих фильмах «Сердце матери» (1969) и «Забить откормленного телёнка и поджарить» (1970) с музыкой Эннио Морриконе, критика буржуазной семьи перерастает в отчётливую политическую позицию (в те годы Сампери присоединился к маоистам). Расставшись с богатым мужем, героиня первого фильма осталась одна с тремя детьми, пытающимися установить над ней свою полную власть. Она присоединяется к экстремистской группе революционеров. Герой второго фильма возвращается на родину в Италию на похороны своего отца. Он понимает, что его смерть была не случайной, начинает собственное расследование убийства. Подозреваемыми становятся его старший брат и двоюродная сестра, являющаяся любовницей брата.