Сампсониевский мост


Сампсо́ниевский мост (в XIX веке — Вы́боргский мост, в 1918—1993 годах — мост Свобо́ды) — автодорожный металлический разводной мост через Большую Невку в Санкт-Петербурге. Соединяет правый берег Невы и Петроградский остров, связывая Выборгский и Петроградский районы.

Мост соединяет улицу Куйбышева и Петроградскую набережную (Петроградский остров) с Финляндским проспектом и Пироговской набережной (Выборгская сторона). Рядом с мостом расположены корабль-музей Аврора, гостиница «Санкт-Петербург» и Нахимовское военно-морское училище.

С 1784 года мост назывался Выборгским, так как мост вел на Выборгскую сторону. Современное название было дано в 1822 году по Большому Сампсониевскому проспекту. Иногда мост называли Госпитальным по находившемуся поблизости Военно-сухопутному госпиталю. 6 октября 1923 года мост переименовали в мост Свободы, а 4 октября 1991 года ему вернули историческое название[1][2].

С 1806 года здесь находился Гренадерский наплавной мост, переведённый сюда из другого места. В 1847 году построен деревянный ригельно-подкосный (балочно-подкосный) свайный тринадцатипролётный мост[3]. Разводным был второй пролёт от Выборгской стороны. Это был один из первых мостов, пришедших на смену плашкоутным. Мост был длиной 242 м, шириной 12,7 м. Разводился вручную. По предложению инженера А. С. Завадовского впервые в Петербурге мост был построен из круглого дерева, без обтески его на четыре канта[4]. В 1862[5] и 1871 годах мост капитально ремонтировался с сохранением прежней конструкции[6]. В 1877 году мост был усилен для прокладки линии конки[7].

В 1889 году выполнен капитальный ремонт моста по проекту инженера Н. М. Мазурова[8]. Разводной пролёт был перенесён на середину моста, а число пролётов увеличено до 17[9]. Длина моста стала 235 м, ширина 18,2 м. Перила на мосту были деревянные, а на опорах были установлены чугунные столбы прямоугольного сечения с фонарями[6].

К началу 1900-х годов мост пришёл в ветхое состояние, городские газеты неоднократно сообщали о случаях провалов настила проезжей части на мосту от экипажного движения[10][11]. В 1907—1908 годах, в связи с предполагавшейся прокладкой трамвайных путей по Сампсониевскому мосту, инженером Г. Г. Кривошеиным был составлен проект постоянного моста в двух вариантах — в металле и железобетоне с разводным пролётом посередине. Городской комиссией был одобрен вариант металлического моста. В 1908 году по проекту инженера А. П. Пшеницкого[12] был сооружён временный деревянный объездной мост с разводным пролётом посередине, продольная ось которого была расположена ниже по течению реки на 65 м от существовавшего. Старый деревянный мост был разобран, но постоянного моста построить не удалось[13]. В 1908 году по мосту открылось трамвайное движение[14].