Самуэл Камрджадзореци


Самуэ́л Камрджадзореци́ (арм. Սամւել Կամրջաձորեցի; около 940—около 1010[1]), — армянский богослов и музыкант X века[2].

Начало X века в Армении ознаменовалось культурным возрождением. Бурно развивается литература, создаются многочисленные школы. Одним из таких учебных заведений был монастырь Камрджадзор в гаваре Аршаруник[3], настоятелем которого и был Самуэл[4]. За время его деятельности монастырь стал одним из культурных центров Армении. Особенно прославился Камрджазор своей музыкальной школой[5]. Из числа учеников Самуэла были известные ученые Геворг Таричеци и Степанос Таронеци[4]. Последний в своих трудах называет Самуэла мудрецом «щедро одаренным разумением священных книг и искусством песнопения»[6].

Согласно своим ученикам и последователям, Самуэл оставил богатое литературное наследие. Упоминания о нём встречаются, в частности, у Мхитара Айриванеци[7], Степаноса Орбеляна[8], Вардана Великого[9]. До наших дней дошла его редакция компилятивного сочинения «Тонапатчар»[10] — сборника трудов с разъяснениями символики и дат церковных праздников и постов, которое он написал по просьбе епископа Анании Аршаруни[11]. В сборнике есть немало и его собственных сочинений — «Слово о Праздниках Господних», «Слово о Первом дне», «Слово о Сретении Господнем», «Слово о Передовом посте», «Слово о Сорокадневном посте», возможно также «Причина поста Арачавор»[10]. Особый интерес представляет также его письмо митрополиту Себастии Теодору Мелитскому, написанную по просьбе католикоса Хачика[12][13], которое сохранилось в «Книге писем»[14].

И они (монахи и священники) переехали в Армению при Аббасе, сыне Смбата, учредили монастыри — Камрджадзор, Капуткар в гаваре Аршаруник, прославленный монастырь, называемый Оромос, и Дпреванк в Ширакском гаваре; построили также и церковь во имя пресвятой Богородицы при монастыре, называемом Санаин, близ города Лори

At the same time, they began the practical teaching of song and neumatic notation which set the characteristics of Armenian music from the 10th to 13th centuries. Particularly important centres were the monasteries of Tathev in the 9th century, Kamrdjadzor, in the 10th century, and, up until the 12th century, Haghbat, Sanahin and Narek.

An exchange between Metropolitan Theodore of Melitene and Samuel of Kamrjadzor, responding at the behest of Catholicos Khachik I (973–92), confirms that confessional tensions were developing at a local level.