Сани


Са́ни — распространённый тип повозки без колёс, обычно имеющей полозья, для перемещения людей и грузов путём скольжения по поверхности (например, по снегу). Для тяги (перемещения) используют лошадей, оленей, мулов, быков, собак. Также для этой цели сани перемещаются человеком, тянущим сани за собой или перемещающим сзади.

Русское обозначение данного транспортного средства общеславянское по происхождению (рус. и укр. сани, польск. sanie, sanki, чеш. sáně, словацк. sane, в.-луж. sanje, н.-луж. sańe, болг. санка, сербохорв. саоне, сање, сањке, санке). По-видимому, происхождение искомого слова исконно славянское, и связано также со значением «ползти, полоз», что отражается, например в др.-рус. и ст.‑слав. сань — «змея» или чеш. и словацк. saň — «змей, дракон» (см. чеш. plaz — «пресмыкающееся»)[1].

Основным конструктивным элементом саней являются полозья — два деревянных (в наше время также металлических) брусьев с плавно загнутой сверху головкой[2], обеспечивающие передвижение по поверхности.

Сани являются древнейшим транспортным средством, повозкой, развившейся из волокуши. Они исторически употреблялись во многих уголках земного шара, включая те, где отсутствует зимний снежный покров (например, Древний Египет).

Вероятно, сани как транспортное средство было известно ещё шумерам: так, они упоминаются в «Песне о мотыге» — поэтическом тексте эсхатологического содержания, помимо всего прочего, использовавшимся в процессе обучения в шумерских школах[3].

В Древнем Египте сани использовались, в частности, при транспортировке больших лодок или крупных каменных блоков при строительстве. Стоит, однако, отметить, что дошедшая до наших дней документация о транспортировке строительных блоков датируется временами Среднего и Нового царств. С другой же стороны, принимая во внимание постоянство использовавшихся на протяжении древнеегипетской истории строительных технологий, не стоит исключать того, что сани применялись и при строительстве пирамид[4].