Санитарный поезд


Санита́рный по́езд (военно-санитарный поезд) — специальный поезд, один из видов санитарного транспорта, как правило целый железнодорожный состав, предназначенный чаще всего для эвакуации и оказания медицинской помощи раненым и больным в ходе военных действий, имеющий в своём составе паровоз (тепловоз), вагоны, специально оборудованные для перевозки и лечения пострадавших, а также вспомогательные вагоны, такие как вагоны-операционные, кухни, аптеки, вагоны для персонала, вагоны-морги и тому подобное.

Иногда этот термин неправильно используют для современных железнодорожных передвижных консультационно-диагностических центров.

Железнодорожные поезда для перевозки раненых широко использовались в ходе Гражданской войны в Америке (1861—1865 гг.) и франко-прусской войны 1870—1871 гг[1]. В немецкой армии за время этой войны 36 санитарных поездов перевезли до 40 тысяч больных и раненых.

4 декабря 1876 года вышел императорский указ о формировании 14 санитарных поездов «на случай войны». В соответствии с указом такой поезд состоял из: 17 шестиколесных[2] или 12 восьмиколесных санитарных вагонов, 2 пассажирских — для медицинского персонала и прислуги и 3 товарных: кухонного, вагона-кладовой и вагона для грязного белья и умерших в пути[3].

8 (20) мая 1877 года первый санитарный поезд России отошёл от перрона Николаевского вокзала. Одним из ординаторов на этом поезде был Ф. Ф. Шперк, который позднее напишет сочинение: под названием «Санитарный поезд № 1 имени Государыни Императрицы и его 16-месячная деятельность во время войны 1877—1878 гг.»[4].

13 июня 1878 года было утверждено Положение о военно-санитарных железнодорожных поездах[5]. Каждый поезд, формируемый только в военное время, предназначался для одновременной перевозки не менее 250 раненных и больных.